« 1958. Июль – сентябрь. V конгресс Международного союза архитекторов в Москве | Главная | 1958. Июль. 40–летие Коммунистической партии Украины »
Музыкальные темы Пиковой дамы
Опубликовал Художник | 25 июля 2010
По силе драматизма, по эмоциональной насыщенности и яркости образов, правдивости характеристик и ситуаций, опера Чайковского явилась гениальным ответом на известное положение Пушкина: «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматического писателя».
В опере имеются две контрастирующие группы музыкальных тем. Одна из них олицетворяет светлое начало — стремление человека к счастью, этическую возвышенность, красоту чувств; другая представляет силы мрака, зла, смерти
К первой группе относятся темы, характеризующие чувство любви Германа и Лизы и образ самой Лизы.
Ко второй — темы, связанные с тайной трех карт и с тем представлением о старой Графине, которое на протяжении всей оперы живет в сознании Германа (Графиня как призрак смерти). Эти темы, воплощая в своей совокупности и взаимодействии общую идею произведения — столкновение света и мрака, жизни и смерти, в то же время являются средством ярких индивидуальных характеристик.
Кроме этих двух основных групп, имеющих важнейшее значение для развития драматического действия оперы, в ней наличествует и ряд других музыкальных тем. Они характеризуют второстепенные персонажи, быт, природу и ту обстановку (ситуации), в которых развертывается драма Германа и Лизы.
Музыкальные темы появляются как в вокальных партиях, так и в оркестре. В «Пиковой даме» особенно органична характерная для Чайковского связь вокальных и инструментальных средств выразительности.
Композиция оперы отличается большой стройностью и логической целеустремленностью.
Первая картина — драматическая завязка и экспозиция основных действующих лиц. Для дальнейшего музыкального развития особенно велико значение квинтета «Мне страшно», предвещающего сложное сплетение судеб Германа, Лизы, Графини и Елецкого, и баллады Томского. В них содержатся мелодические зерна многих основополагающих и противоположных по значению тем оперы.
Вторая картина — центральная в раскрытии чувства любви Лизы и Германа и первая развернутая характеристика образа Лизы. Краткое появление в этой картине Графини с ее зловещей темой создает драматический контраст к лирической сцене и еще ярче оттеняет красоту и силу светлого чувства любви.
Третья картина — новый толчок для дальнейшего драматического развития. В ней подвергаются трансформации основные темы, связанные с центральной психологической линией оперы, ярко оттеняемые музыкой праздничного бала. Эпизод с ключом, появление таинственных масок, напоминающих о тайне трех карт — все это подготавливает события следующей, четвертой картины.
Четвертая картина занимает центральное положение в опере. Это — драматическая кульминация в развитии взаимоотношений Германа и Графини, а одновременно и переломный момент в отношениях Лизы и Германа. Четвертая картина содержит развернутую характеристику Графини как реального действующего лица.
Содержание пятой и шестой картин развертывается как прямое следствие предшествующих событий: в пятой Герману является призрак Графини, в шестой происходит последнее свидание Германа с Лизой. Шестая картина завершает развитие образа Лизы.
В седьмой картине происходит развязка всей драмы. Здесь же находит свое завершение и характеристика Германа. Основная гуманистическая идея оперы получает свое окончательное утверждение.
Интродукция
Опера начинается оркестровой интродукцией. Предвещая остро конфликтный характер развития действия, здесь звучат в непосредственном сопоставлении основные темы оперы: тема Пиковой дамы, тема любви Германа, основные интонационные элементы из баллады Томского (ее начало и возглас «О боже!») и целотонная гамма, характеризующая в пятой картине оперы призрак Графини.
Начинается интродукция в си миноре сдержанно-повествовательной темой баллады Томского:
Ее первое звено (а) — (квинтовый затакт и последующее движение к тому же звуку фа-диез как вершине мелодии) проходит в оркестре у ларнетов и фаготов. В ответ ему следуют в нисходящем мелодическом движении скорбные аккорды струнных, образующих второе звено темы (б). Оба звена получают дальнейшее развитие, сразу же создается ощущение напряженности, драматизма. Первый раздел интродукции заканчивается интонациями из баллады Томского («О боже!»), которые являются ритмически измененным вариантом второго звена первой темы:
Второй раздел интродукции (ми минор) основан на интонациях квартовой секвенции, связанной с Пиковой дамой и воплощающей образ злой силы, роковой судьбы. Эта тема звучит в жестком, резком тембре труб и тромбонов в сопровождении аккордов с остро! пунктированным ритмом и стремительных взлетов струнных:
Развитие основной квартовой попевки идет по секвенциям, звучность все возрастает и, наконец, в момент драматической кульминации у тромбонов и тубы, виолончелей и контрабасов появляется целотонная гамма в нисходящем движении:
В русской классической музыке, начиная с «Руслана и Людмилы» Глинки, целотонная гамма связывалась с олицетворением враждебных человеку сил зла. Чайковский придает ей в данном случае также зловещий характер, поручая ее тромбонам.
Резким контрастом этой музыке служит третий, последний раздел интродукции (Ре мажор), основанный на светлой, лирической теме любви Германа. Эта тема является одновременно и обобщенным выражением идеи гуманности, душевной красоты человека. Сначала на фоне органного пункта доминанты проходит в восходящей секвенции ее основная мелодия, развивающаяся в плавном поступенном движении и заканчивающаяся секундовой интонацией-«вздохом».
В момент, когда секвенция достигает высшей точки, полифонически соединяются между собой во встречном движении восходящие нижние голоса (медные инструменты) и широкий нисходящий напев струнных. Такое полифоническое сплетение еще больше усиливает распевный характер музыки:
Два мелодических звена темы любви (восходящая попевка и секундовый вздох) играют большую роль и в дальнейшем. Опера завершается также вариантным проведением этой прекрасной лирической темы.
Комментирование закрыто.