« | Главная | »

Музыкальные темы Пиковой дамы

Опубликовал Художник | 25 июля 2010

По силе драматизма, по эмоциональной насыщенности и яр­кости образов, правдивости характеристик и ситуаций, опера Чай­ковского явилась гениальным ответом на известное положение Пуш­кина: «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предпола­гаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматиче­ского писателя».

В опере имеются две контрастирующие группы музыкальных тем. Одна из них олицетворяет светлое начало — стремление чело­века к счастью, этическую возвышенность, красоту чувств; другая представляет силы мрака, зла, смерти

К первой группе относятся темы, характеризующие чувство любви Германа и Лизы и образ самой Лизы.

Ко второй — темы, связанные с тайной трех карт и с тем пред­ставлением о старой Графине, которое на протяжении всей оперы живет в сознании Германа (Графиня как призрак смерти). Эти темы, воплощая в своей совокупности и взаимодействии общую идею произведения — столкновение света и мрака, жизни и смерти, в то же время являются средством ярких индивидуальных характеристик.

Кроме этих двух основных групп, имеющих важнейшее значение для развития драматического действия оперы, в ней наличествует и ряд других музыкальных тем. Они характеризуют второстепенные персонажи, быт, природу и ту обстановку (ситуации), в которых развертывается драма Германа и Лизы.

Музыкальные темы появляются как в вокальных партиях, так и в оркестре. В «Пиковой даме» особенно органична характерная для Чайковского связь вокальных и инструментальных средств вырази­тельности.

Композиция оперы отличается большой стройностью и логиче­ской целеустремленностью.

Первая картина — драматическая завязка и экспозиция основ­ных действующих лиц. Для дальнейшего музыкального развития особенно велико значение квинтета «Мне страшно», предвещаю­щего сложное сплетение судеб Германа, Лизы, Графини и Елецкого, и баллады Томского. В них содержатся мелодические зерна многих основополагающих и противоположных по значению тем оперы.

Вторая картина — центральная в раскрытии чувства любви Лизы и Германа и первая развернутая характеристика образа Лизы. Краткое появление в этой картине Графини с ее зловещей темой создает драматический контраст к лирической сцене и еще ярче оттеняет красоту и силу светлого чувства любви.

Третья картина — новый толчок для дальнейшего драматиче­ского развития. В ней подвергаются трансформации основные темы, связанные с центральной психологической линией оперы, ярко оттеняемые музыкой праздничного бала. Эпизод с ключом, появление таинственных масок, напоминающих о тайне трех карт — все это подготавливает события следующей, четвертой картины.

Четвертая картина занимает центральное положение в опере. Это — драматическая кульминация в развитии взаимоотношений Германа и Графини, а одновременно и переломный момент в от­ношениях Лизы и Германа. Четвертая картина содержит разверну­тую характеристику Графини как реального действующего лица.

Содержание пятой и шестой картин развертывается как прямое следствие предшествующих событий: в пятой Герману является призрак Графини, в шестой происходит последнее свидание Гер­мана с Лизой. Шестая картина завершает развитие образа Лизы.

В седьмой картине происходит развязка всей драмы. Здесь же находит свое завершение и характеристика Германа. Основная гуманистическая идея оперы получает свое окончательное утвержде­ние.

Интродукция

Опера начинается оркестровой интродукцией. Предвещая остро конфликтный характер развития действия, здесь звучат в непосредственном сопоставлении основные темы оперы: тема Пиковой дамы, тема любви Германа, основные интонацион­ные элементы из баллады Томского (ее начало и возглас «О боже!») и целотонная гамма, характеризующая в пятой картине оперы призрак Графини.

Начинается интродукция в си миноре сдержанно-повествова­тельной темой баллады Томского:

Ее первое звено (а) — (квинтовый затакт и последующее дви­жение к тому же звуку фа-диез как вершине мелодии) проходит в оркестре у ларнетов и фаготов. В ответ ему следуют в нисходя­щем мелодическом движении скорбные аккорды струнных, обра­зующих второе звено темы (б). Оба звена получают дальнейшее развитие, сразу же создается ощущение напряженности, драма­тизма. Первый раздел интродукции заканчивается интонациями из баллады Томского («О боже!»), которые являются ритмически измененным вариантом второго звена первой темы:

Второй раздел интродукции (ми минор) основан на интонациях квартовой секвенции, связанной с Пиковой дамой и воплощающей образ злой силы, роковой судьбы. Эта тема звучит в жестком, рез­ком тембре труб и тромбонов в сопровождении аккордов с остро! пунктированным ритмом и стремительных взлетов струнных:

Развитие основной квартовой попевки идет по секвенциям, звучность все возрастает и, наконец, в момент драматической куль­минации у тромбонов и тубы, виолончелей и контрабасов появ­ляется целотонная гамма в нисходящем движении:

В русской классической музыке, начиная с «Руслана и Люд­милы» Глинки, целотонная гамма связывалась с олицетворением враждебных человеку сил зла. Чайковский придает ей в данном случае также зловещий характер, поручая ее тромбонам.

Резким контрастом этой музыке служит третий, последний раз­дел интродукции (Ре мажор), основанный на светлой, лирической теме любви Германа. Эта тема является одновременно и обобщен­ным выражением идеи гуманности, душевной красоты человека. Сначала на фоне органного пункта доминанты проходит в восходя­щей секвенции ее основная мелодия, развивающаяся в плавном поступенном движении и заканчивающаяся секундовой интонацией-«вздохом».

В момент, когда секвенция достигает высшей точки, полифони­чески соединяются между собой во встречном движении восходя­щие нижние голоса (медные инструменты) и широкий нисходя­щий напев струнных. Такое полифоническое сплетение еще больше усиливает распевный характер музыки:

Два мелодических звена темы любви (восходящая попевка и секундовый вздох) играют большую роль и в дальнейшем. Опера завершается также вариантным проведением этой прекрасной ли­рической темы.

Комментирование закрыто.