« | Главная | »

Музыкальные формы Евгения Онегина

Опубликовал Художник | 26 июля 2010

В опере «Евгений Онегин» Чайковский с большой гибкостью и свободой использует различные музыкальные формы: арии, арии-монологи, различного типа ариозо, ансамбли. Большой мелодиче­ской напевностью и, вместе с тем, речевой выразительностью отли­чаются речитативы оперы. На их основе создаются разнообразные сцены-диалоги. Органично включение в оперу и хоровых эпизодов, то в виде законченных песенных номеров, то хоровых речитативов-реплик по ходу развития действия, чаще всего на фоне танцеваль­ной музыки (хоры в четвертой, шестой картинах). Как закончен­ные закругленные вокальные номера, так и речитативные сцены естественно включаются в сквозное драматическое развитие оперы.

С первого же своего появления на сцене опера Чайковского «Евгений Онегин» заслужила широкое признание и горячую лю­бовь слушателей. Однако начало сценической жизни оперы было не совсем обычным.

По желанию композитора опера была впервые разучена и по­ставлена не на сцене императорского театра, а силами молодеж­ного коллектива учащихся Московской консерватории. «Мне нужна здесь, — писал Чайковский, — не большая сцена с ее рутиной, ус­ловностью, с ее бездарными режиссерами, бессмысленной, хотя и роскошной постановкой, с ее махальными машинами вместо капель­мейстера и т. д., и т. д. Для Онегина мне нужно вот что: 1) певцы средней руки, но хорошо промуштрованные и твердые; 2) певцы, которые вместе с тем будут просто, но хорошо играть; 3) нужна по­становка не роскошная, но соответствующая времени очень строго: костюмы должны быть непременно того времени, в которое проис­ходит действие оперы (20-е годы); 4) хоры должны быть не ста­дом овец, как на императорской сцене, а людьми, принимающими участие в действии оперы; 5) капельмейстер должен быть не маши­ной, а настоящим вождем оркестра». Эти задачи, с точки зрения Чайковского, и мог выполнить молодой коллектив консер­ватории.

Первая постановка оперы было подготовлена под управлением Н. Г. Рубинштейна. Большую помощь в разучивании оперы оказал С. И. Танеев. Премьера состоялась 29 марта 1879 года. Лишь в 1881 году опера была впервые поставлена на сцене Московского императорского театра, а в Петербурге — только через шесть лет после ее создания.

На протяжении всего последующего времени опера «Евгений Онегин» с успехом исполнялась и исполняется сейчас на многочис­ленных сценах, как русских, так и зарубежных театров

Комментирование закрыто.