« | Главная | »

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Опубликовал Художник | 29 июля 2010

Первой оперой, классически-завершенной по языку и форме, явилась опера «Евгений Онегин». Она по праву заняла место в одном ряду с выдающимися произведениями русской классиче­ской литературы XIX века, открыв своим появлением новые ши­рокие горизонты для развития реалистических традиций в рус­ском музыкальном театре.

Сочинение оперы было начато Чайковским в Москве, завер­шено в Италии. Значительная часть музыки написана в подмо­сковном имении его друга К. С. Шиловского, в окружении люби­мой русской природы. По просьбе Чайковского Шиловский при­нял участие и в составлении либретто, для которого в большой мере были использованы стихи Пушкина.

Поэзию Пушкина Чайковский горячо любил с самых юных лет. Правдивость, безыскусственность, эмоциональная содержатель­ность пушкинских образов, музыкальный строй пушкинского стиха всегда вызывали восхищение Чайковского.

В «Евгении Онегине» Чайковский не стремился воплотить все многогранное содержание романа. В основу оперы легла лириче­ская драма Татьяны, история крушения ее светлых грез о счастье в условиях бездушной, жестокой действительности. Татьяна Ларина была одной из любимых пушкинских героинь Чайковского. «.. .Я с самых ранних лет моих всегда бывал потрясен до глубины души глубокою поэтичностью Татьяны. . .— писал он.— . . .Если моя музыка заключает в себе хоть десятую долю той красоты, которая в самом сюжете, то я очень горжусь и доволен этим». Другим ведущим персонажем оперы оказался Ленский, родствен­ный Татьяне поэтичностью и красотой своих чувств и погибающий при столкновении с предрассудками общества. Чайковского живо волновала судьба Ленского. «Разве не глубоко драматична и не трогательна смерть богато одаренного юноши из-за рокового столк­новения с требованиями светского взгляда на честь? Разве нет драматического положения в том, что скучающий столичный лев от скуки, от мелочного раздражения помимо воли, вследствие роко­вого стечения обстоятельств, отнимет жизнь у юноши, которого он в сущности любит? Все это, если хотите, очень просто, даже обыденно, но простота и обыденность не исключают ни поэзии, ни драмы»,— так отвечал Чайковский на сомнения его друзей от­носительно сценичности пушкинского сюжета.

Лирическая тема стала, таким образом, главным стерж­нем оперы, жанр которой можно определить как лирико-психологический. Вместе с тем в действие органично включен ряд быто­вых сцен, рисующих то усадебный, то столичный дворянский быт.

Отталкиваясь в своих музыкальных характеристиках от лите­ратурных прообразов, Чайковский вместе с тем во многом по-но­вому обрисовал пушкинских героев. Образы Татьяны, Ленского, а отчасти и Онегина, получили, по сравнению с романом Пушкина, более драматическую окраску. В роман из русской жизни начала XIX века Чайковский внес черты своей эпохи, своего времени. Он обострил конфликт между стремлениями своих героев к счастью и роковыми обстоятельствами их жизни.

Краткое содержание

Первое действие. Первая картина. Усадьба Лариных. Летний день. Сестры Татьяна и Ольга поют дуэт. В беседе с няней вспоминает свою молодость Ларина-мать. Приходят крестьяне поздра­вить барыню с окончанием уборки урожая; их песни и пляски привлекают вни­мание Татьяны и Ольги. Приезжают влюбленный в Ольгу Ленский и его друг Онегин. Новый гость производит сильное впечатление на Татьяну.

Вторая картина. Комната Татьяны. Встревоженная вспыхнувшим в ней чувством любви к Онегину, девушка просит няню рассказать ей о ее юности, о старине, но, будучи не в силах отвлечься от собственных дум, она прерывает рассказ няни. Оставшись одна, она признается в письме к Онегину в своем чувстве. Наступает утро. Слышна свирель пастуха. Вошедшую няню Татьяна просит послать внука с письмом к новому соседу. Смятение и тре­вога охватывают ее душу.

Третья картина. Сад. Слышна песня собирающих ягоды девушек. Вбегает Татьяна, взволнованная приездом Онегина. Происходит их встреча. Онегин учтиво и холодно читает Татьяне нравоучение.

Второе действие. Первая картина. (Четвертая картина). Бал в доме Лариных по случаю именин Татьяны. Француз Трике поет поздравительные куплеты. Беспечно веселятся гости. Но веселье неожиданно прерывается ссорой Ленского с Онегиным. Ленский вызывает Онегина на дуэль.

Вторая картина. (Пятая картина). Зимний пейзаж. Ран­нее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ждут Онегина. Ленский томим

Мрачными предчувствиями. Появляется Онегин со своим секундантом. Неле­пость происшедшей ссоры ясна для каждого из друзей, но, согласно представ­лениям светского общества о чести, дуэль неизбежна. Картина заканчивается гибелью Ленского.

Третье действие. Первая картина. (Шестая кар­тина). Бал в Петербурге. Среди гостей — Татьяна и ее муж, князь Гремин. Здесь же — вернувшийся из странствий Онегин. Татьяна умело скрывает свое волнение, вызванное нежданной встречей. В душе Онегина вспыхивает любовь к Татьяне.

Вторая картина. (Седьмая картин а). Дом Греминых. Татьяна грустит и вспоминает прошлое. Внезапно появляется Онегин и признается ей в своем чувстве, но Татьяна остается верна своему супружескому долгу.

Несмотря на то, что композитор скромно назвал свою оперу «лирическими сценами», ее действие развивается очень целе­устремленно.

Первая картина является экспозицией всех основных образов. Здесь же происходит завязка драмы. Развитию образа Татьяны, характеристике ее душевного состояния, вызванного встречей с Онегиным, посвящена вторая картина оперы с центральным эпи­зодом — сценой письма, которая, в свою очередь, подготавливает третью картину, рисующую крушение романтических грез Тать­яны о счастье.

Четвертая картина—одна из самых драматических сцен оперы. Следствием возникшего конфликта между Ленским и Онегиным является содержание пятой картины: сцена дуэли и смерти Лен­ского.

Все происшедшее подготавливает дальнейшее развитие сю­жета: встречу на балу в Петербурге Онегина с Татьяной (шестая картина) и драматическую кульминацию — развязку основного конфликта оперы — седьмую картину, в которой завершается раз­витие образов Татьяны и Онегина.

Таким образом, сквозное действие носит очень целеустремлен­ный характер. На протяжении драмы постепенно, в сменяющих друг друга жизненно-правдивых ситуациях, развертываются ха­рактеры трех основных героев — Татьяны, Ленского, Онегина.

Вступление

Опера начинается кратким оркестровым вступле­нием (соль минор), являющимся первой музыкальной характери­стикой Татьяны. В основе лежит элегическая тема, изложенная в виде секвенции:

Это — одна из ведущих тем, связанных с образом Татьяны — тема ее поэтических грез. Постепенно она приобретает драматиче­ский характер; Однако в конце вступления она снова звучит в своем первоначальном варианте, что придает всей форме за­кругленность, законченность. Тема вступления играет большую роль в опере, неоднократно появляясь в различных вариантах в первой, второй и седьмой картинах.

Первая картина. Дуэт Татьяны и Ольги.

Первая картина от­крывается элегически-светлым дуэтом Татьяны (лирическое соп­рано) и Ольги (меццо-сопрано) на текст стихотворения Пушкина «Певец». Дуэт выдержан в характере русской бытовой романсной лирики начала XIX века: простой, задушевный напев, арпеджированная фактура сопровождения, свободное, как бы импровиза­ционное, сплетение голосов. Дуэт написан в той же тональности, что и вступление (соль минор). Интонационная связь между ними подчеркивается включением в вокальную партию Татьяны, в мо­мент мелодической кульминации, секвенционной темы из вступ­ления:

Естественно и непринужденно вплетаются в дуэт Татьяны и Ольги голоса Лариной (сопрано) и няни (меццо-сопрано): их диалог — воспоминание о прошлом — звучит на фоне нового куп­лета дуэта («Вздохнули ль вы…»). Таким образом, дуэт перехо­дит в квартет. Дуэтом-каноном няни и Лариной «Привычка свыше нам дана» заканчивается первый эпизод первой картины.

Песни и пляски крестьян.

В этом эпизоде противопоставля­ются две различных по жанру песни: медленная, распевная, лири­ческая — «Болят мои скоры ноженьки» и быстрая, плясовая, с четким танцевальным ритмом — «Уж как по мосту-мосточку».

Первая песня (Ми-бемоль мажор) имеет сольный запев, ко­торый подхватывается хором. Мелодия хора широка, плавна, в се­редине включается подголосок («Щемит мое ретивое. . .»).

Как яркая бытовая сцена развертывается второй хор: «Уж как по мосту-мосточку». В среднем разделе основной напев обо­гащается новыми, также плясовыми мелодиями. Развитие дости­гает своей кульминации в репризе и коде хора.

Пение крестьян вызывает различное эмоциональное состояние у Татьяны и Ольги. Романтическое настроение Татьяны передано через возвращение ее мечтательной темы-секвенции. На этот раз отсутствует замыкающий ее каданс; она расширяется, растет, как бы отвечая смыслу слов Татьяны: «Мечтами уноситься куда-то, куда-то далеко!» (см. начало сцены № 3). Ярким контрастом к ней звучит повторенный Ольгой напев плясовой песни «Уж как по мосту-мосточку».

Ария Ольги.

Ария Ольги «Я не способна к грусти том­ной. ..» — музыкальный портрет простодушной, веселой и резвой девушки. В высказывании Ольги много жизнерадостной беспечно­сти и даже шутливой иронии по адресу окружающих. Начало арии как бы пародирует однотонную речитацию из начала диалога Лариной и няни, фраза «Я беззаботна и шаловлива» связана с интонациями хора «Уж как по мосту-мосточку». Иронический оттенок получают в устах Ольги нисходящие мотивы-вздохи, ха­рактерные для партии Татьяны (на словах «Зачем вздыхать, когда счастливо…»): они прерываются паузами, сопровождаются синкопированным ритмом оркестра.

Образ Ольги не получает дальнейшего развития: диалоги и ансамбли с участием Ольги не вносят каких-либо новых черт в ее характеристику.

Сцена приезда Ленского и Онегина.

В следующей сцене веду­щее значение вновь приобретает первая тема Татьяны. Она появ­ляется теперь в новых вариантах. В момент, когда Лариным сообщают о приезде Ленского и Онегина, оркестр передает охва­тившее Татьяну волнение. Тема появляется теперь в восходящей секвенции, на фоне тремоло литавр, в убыстренном темпе (см. при­мер 187).

В начале сцены впервые звучит и основная тема няни Филиппьевны. Спокойно-повествовательная, народная по складу, она станет музыкальной основой няниного рассказа о прошлом во второй картине. Здесь же эта тема проходит лишь в оркестре, со­провождая речитатив няни — ее обращение к Татьяне:

Таким образом, первая половина картины содержит экспози­цию всех женских персонажей. Вторая — экспозицию главных мужских образов — Ленского (тенор) и Онегина (баритон), вза­имоотношения главных участников действия и характеризует новую ситуацию, вызванную приездом гостей в дом Лариных.

Квартет.

Квартет (До мажор) Татьяны, Ольги, Ленского, Онегина имеет большое драматургическое значение: являясь вре­менной остановкой в развитии сюжета, он в то же время создает ощущение напряженного ожидания и тем усиливает общую дина­мику действия. Включение таких, казалось бы, статичных, но на самом деле исключительно важных для дальнейшего развития ан­самблей,— характерная черта драматургии Чайковского.

В квартете, развертывающемся на основе нарочито скованного, однообразного ритма, гибко переплетаются различные по харак­теру мелодии. Эмоционально напряжена, устремлена вверх мело­дия Татьяны. Напротив, однотонно, то на повторе одного и того же звука, то охватывая небольшой диапазон, но не становясь все же достаточно рельефной, звучит мелодия Ольги. Как бы неза­висимо от женских голосов, но вместе с тем стройно включаясь в общее звучание ансамбля, развертывается диалог Ленского и Онегина, показывая контрастность их вкусов, характеров.

Речитативы и ариозо Ленского.

Уже с первых фраз, произноси­мых Ленским, выявляются особенности его музыкальной речи. Романтически восторженный облик юного поэта раскрывается в его возгласах: «Прелестно здесь! Люблю я этот сад, укромный и те­нистый!» Для Ленского типичны мягкие, лирические интонации как, например, в приведенной фразе.

Но ярче всего охарактеризован образ Ленского в его сцене-диалоге с Ольгой и, особенно, в его ариозо «Я люблю вас…» — лирическом центре первой картины.

В диалоге с Ольгой еще раз выявляется напевно-ариозный тип речитативов Ленского. Эта напевность еще усиливается оркест­ровой партией. В самом начале у скрипок звучит гибкая, пластич­ная тема, которая станет затем основной темой ариозо Ми мажор. Оркестр как бы говорит о том, для чего еще не находит слов взволнованный Ленский

Характерные черты музыки ариозо — теплота, искренность, мелодическая выразительность. Некоторые из оборотов в дальней­шем появятся и в партии Татьяны. Так, например, спускаю­щийся на сексту мелодический ход «Я отрок был, тобой пленен­ный…» предвосхищает фразу «Кто ты, мой ангел ли хранитель?» из письма Татьяны в следующей картине

Присущие обоим героям черты поэтичности, романтической мечтательности, обусловили и сходство их музыкальной речи.

Ариозо Ленского написано в трехчастной форме с динамиче­ской репризой. Музыка пронизана непрерывным развитием. В третьей части основная тема («Я люблю тебя. ..») звучит еще более взволнованно и страстно, чем в начале: ее мелодический диапазон расширился, оркестровая фактура обогатилась (восхо­дящее мелодическое движение), одна за другой сменяются тональ­ности.

Заключительная сцена

Заключительная сцена посвящена характеристике Онегина. Его ариозо «Мой дядя самых честных правил.. .», написанное в ритме менуэта, рисует светский, учтивый, но холодный облик этого героя.

Первая картина заканчивается репликой няни, размышляющей о будущем Татьяны. В оркестре звучит (в тональности Ля-бемоль мажор) секвенция Татьяны. Таким образом, эта тема, появившись в оркестровом вступлении и претерпев ряд трансформаций на

Протяжении первой картины, замыкает собой экспозиционный раздел оперы, еще раз подчеркивая тем самым ведущую роль в ней образа Татьяны.

Комментирование закрыто.