« | Главная | »

ОПЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Опубликовал Художник | 30 июля 2010

Опера, как и симфоническая музыка, занимала очень большое место в пути Чайковского-композитора и представлена в его твор­честве широко и разнообразно. Чайковский считал оперу самым демократичным по своим возможностям видом музыкального со­чинения, способным наиболее сильно воздействовать на широкие массы слушателей.

«Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, род­нит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях — всего народа»,— писал Чайковский. На протяжении многих лет работы в этой области у композитора сложились опре­деленные взгляды на этот жанр и на задачи оперного компо­зитора.

По его мнению, в основе оперы должен всегда лежать простой, жизненный сюжет, «хотя бы, — как говорил он, — и нимало не эффектный». В период работы над «Евгением Онегиным» он пи­сал: «.. .Мне нужны люди, а не куклы…», «Я ищу интимной, но сильной драмы, основанной на конфликте положений, мною испы­танных или виденных, могущих задеть меня за живое».

Создание ярких жизненных образов-характеров, показ их в ти­пичной для них обстановке рассматривались Чайковским как ос­новная задача оперного драматурга. В операх любимого Моцарта он ценил более всего яркость индивидуальных характеристик. Герои Моцарта, по его словам, «до конца выдержанные, глубоко и правдиво задуманные музыкальные типы. . .»

Серьезные требования предъявлял Чайковский к оперному либретто: по мысли композитора, оно должно быть немногослов­ным, целеустремленным, должно иметь в своей основе один четкий

Идейно-образный стержень. «В опере… необходима сжатость и быстрота действия,— иначе ни у автора-музыканта не хватит сил написать, ни у слушателя внимательно дослушать»,— писал ком­позитор. Ведущим началом в опере Чайковский считал вокальную мелодию. «Если в опере певцы не поют. . . то какая же это опера»,— говорил он, и с этих позиций нередко отрицательно от­зывался об оперном творчестве Вагнера, упрекая последнего в пе­ренесении центра внимания «со сцены в оркестр» и превращении в итоге оперы в «бесконечную симфонию, богатую роскошными ор­кестровыми красотами. ..»

Чайковский придавал большое значение сценичности опер­ного произведения. Сочиняя, он всегда стремился не упускать из виду специфических требований сцены, т. е. рассматривал оперу как музыкальный спектакль. Чрезмерную детализацию и сложность гармонического и оркестрового языка он считал вре­дящими цельности восприятия, а потому неприемлемыми для оперы. От оперного письма он требовал простоты, широты, рель­ефности («декоративности», как определял он сам).

К собственным неудачам в этой области он бывал всегда не­примиримо строг (отрицательно расценивал он, например, ранние оперы — «Воевода», «Опричник», «Кузнец Вакула»).

Комментирование закрыто.