« | Главная | »

Средь шумного бала

Опубликовал Художник | 11 июля 2010

«Средь шумного бала» (текст А. Толстого). Романс написан в ритме вальса, что отвечает содержанию стихотворения (воспоми­нания о встрече с любимой во время бала). Этот вальс —тонкая, проникновенная, лирическая миниатюра, интимное признание себе в своем чувстве. Он несколько напоминает такие страницы лирики липки, как романс «Я помню чудное мгновенье». Романтическая недосказанность чувства, затаенное беспокойство, а вместе с тем и светлая грусть сочетаются в музыке Чайковского.

На фоне прозрачного вальсового аккомпанемента голос непри­нужденно и просто рассказывает поэтичную лирическую повесть. В вокальной партии тонко сочетаются мелодический распев с рече­вой выразительностью. Для ритмического движения характерны большая пластичность, гибкость, свобода (отдельные звенья мело­дии прерываются паузами), при сохранении в то же время единого пульса в фортепианной партии.

Романс изложен в трехчастной форме. Средний раздел («Мне стан твой понравился тонкий») вырастает из вариантов интонаций, встречавшихся в первой части. А именно: при втором проведении основной темы романса ее последняя фраза (на словах «Как моря играющий вал») изменяется по сравнению с первым проведением темы (см. «Твои покрывала черты») и становится непосредствен­ным истоком дальнейшего развития музыки среднего раздела, что создает в итоге большое интонационное единство всего романса, не нарушая вместе с тем и четкости отдельных граней формы.

В репризе мелодия вновь подвергается развитию, что вносит в лирическое повествование некоторый элемент драматизма: у фор­тепиано появляются отголоски-имитации отдельных мелодических оборотов из партии голоса. Вся мелодия устремлена к смысловой кульминации — к последней, речитативного склада, фразе: «Но ка­жется мне, что люблю!». Романс обрамлен кратким фортепианным вступлением и заключением, придающим форме еще большую за­вершенность.

Комментирование закрыто.