« 1958. Декабрь. К 40–летию Белорусской Советской Социалистической Республики | Главная | 1958. Декабрь. 350–летие со дня рождения английского поэта и публициста Джона Мильтона »
Романс «Отчего?»
Опубликовал Художник | 12 июля 2010
«Отчего?» (на слова Л. А. Мея, из Гейне). Романс «Отчего?» — одна из характерных страниц раннего романсного творчества Чайковского. Музыка романса представляет единую непрерывную линию эмоционального нарастания. Трепетное триольное движение аккомпанемента удерживается на протяжении всего романса и придает форме большую цельность. В основе романса лежит небольшая по диапазону тема:
Это основное зерно постепенно мелодически развивается. В форме романса сочетаются принципы варьированной строфы и сквозного развития. Так, при втором проведении темы («Отчего так печально звучит») в вокальной мелодии изменяется, по сравнению с первой строфой, лишь последняя фраза (ср. «Погребальным покровом роса?» с концом первой строфы «Голубая фиалка нема?»), но в фортепианной партии с самого же начала второй строфы появляется мелодический подголосок — нисходящая мелодия (см. пример 283).
Эти изменения непосредственно подготавливают драматическую кульминацию следующего раздела. Мелодия голоса становится более речитативной, аккордовая фактура фортепиано насыщеннее.
В верхних голосах звучат ответные имитации-повторы последних мелодических оборотов вокальной партии (характернейший прием мелодического развития у Чайковского):
Тема ускоряется, гармония становится острее (уменьшенный септаккорд). Последнее повторение «Отчего?» звучит как трагическое выражение отчаяния; мелодия достигает своей вершины: аккорды фортепианной партии звучат ///, в тональности ре минор. Благодаря драматическому характеру кульминации последняя фраза — «Ты, покинув, забыла меня?» — воспринимается как ответ на многократно повторяющийся вопрос — «Отчего?»:
Как отголосок пережитого, как элегическое «высказывание без слов» звучит печальная фортепианная постлюдия.
Комментирование закрыто.