« | Главная | »

Романс «Отчего?»

Опубликовал Художник | 12 июля 2010

«Отчего?» (на слова Л. А. Мея, из Гейне). Романс «Отчего?» — одна из характерных страниц раннего романсного творчества Чай­ковского. Музыка романса представляет единую непрерывную ли­нию эмоционального нарастания. Трепетное триольное движение аккомпанемента удерживается на протяжении всего романса и при­дает форме большую цельность. В основе романса лежит неболь­шая по диапазону тема:

Это основное зерно постепенно мелодически развивается. В фор­ме романса сочетаются принципы варьированной строфы и сквоз­ного развития. Так, при втором проведении темы («Отчего так пе­чально звучит») в вокальной мелодии изменяется, по сравнению с первой строфой, лишь последняя фраза (ср. «Погребальным по­кровом роса?» с концом первой строфы «Голубая фиалка нема?»), но в фортепианной партии с самого же начала второй строфы появляется мелодический подголосок — нисходящая мелодия (см. пример 283).

Эти изменения непосредственно подготавливают драматическую кульминацию следующего раздела. Мелодия голоса становится бо­лее речитативной, аккордовая фактура фортепиано насыщеннее.

В верхних голосах звучат ответные имитации-повторы последних мелодических оборотов вокальной партии (характернейший прием мелодического развития у Чайковского):

Тема ускоряется, гармония становится острее (уменьшенный септ­аккорд). Последнее повторение «Отчего?» звучит как трагическое выражение отчаяния; мелодия достигает своей вершины: аккорды фортепианной партии звучат ///, в тональности ре минор. Благо­даря драматическому характеру кульминации последняя фраза — «Ты, покинув, забыла меня?» — воспринимается как ответ на мно­гократно повторяющийся вопрос — «Отчего?»:

Как отголосок пережитого, как элегическое «высказывание без слов» звучит печальная фортепианная постлюдия.

Комментирование закрыто.