« 1958. Ноябрь. Поэт С. А. Есенин | Главная | 1958. Ноябрь. 10–летие Всеобщей Декларации прав человека »
Сюита из характерных танцев
Опубликовал Художник | 14 июля 2010
Сюита из характерных танцев содержит музыкальные портреты популярных сказочных персонажей.
Первый танец — шуточная музыкальная картина «Кот в сапогах и белая кошечка» (из сказки «Кот в сапогах»). Основная музыкальная тема воспроизводит кошачье мяуканье. (Эта тема звучит у гобоев при встречном мелодическом движении фаготов; ее заключает тремоло струнных.) Особенно характерна начальная интонация— ход на малую секунду вверх с последующим спадом на сексту вниз:
Постепенное ритмическое сжатие этой темы образно передает «взволнованность» рассерженной кошечки. Последующие аккорды в ритме ЛГЭ как бы иллюстрируют внезапные удары кошачьей лапы. Танец отличается быстротой и изменчивостью ритма, остротой гармоний и оркестровых тембров.
Появляются Золушка и принц Фортуне (из сказки «Золушка и хрустальная туфелька»), Голубая птица и Флорина (из сказки «Голубая птица»). Их общий танец («Танец четверых») сменяется парными вариациями: вальсом Золушки — Фортуне и танцем
( в ритме 4) Голубой птицы и принцессы Флорины.
После коды, завершающей эту группу танцев, начинается танец Красной шапочки и Волка — живо и ярко иллюстрирующий эпизод встречи этих двух персонажей из сказки «Красная шапочка и Волк». Легкие, подвижные интонации Красной шапочки сменяются «рычанием» Волка (тема звучит у низких инструментов). Однако все заканчивается благополучно, в веселом вихре танца кружатся вместе Волк и девочка.
На смену им снова выходят Золушка и принц Фортюне (вальс), а вслед за ними группа новых сказочных персонажей: Мальчик-с-пальчик, его братья и Людоед. Мальчик-с-пальчик — в сапогах Людоеда. Его семимильные шаги изображены в музыке большими интервальными скачками, которые забавно контрастируют с прозвучавшей в высоком регистре темой Мальчика:
Выход и адажио Авроры и Дезире.
Содержание третьего действия не ограничивается характерными портретами. Здесь продолжает также развиваться лирическая музыка Дезире и Авроры. Их выход отмечен вальсообразной темой, близкой теме Сирени. Но особенно большое значение имеет для характеристики их светлых чувств до-мажорное адажио. Это — последний развернутый лирический эпизод в балете и одновременно — лирическая кульминация его. Тема адажио — широкая, длящаяся на одном дыхании
В ее мелодике слышится мотив, родственный теме из симфонического антракта (см. пример 273), но получивший новые, более закругленно-напевные очертания. Чувство томления, тоски, присутствовавшее в симфоническом антракте, сменилось здесь чувством ветлой радости, торжества, победы. Арпеджированный фон дает особую широту движению темы, а «солнечный», со звучащим в нем ля-бемолем (пониженная VI ступень) — большую свежесть и яркость всей музыке.
Адажио дополняется двумя сольными танцами Дезире и Авроры: стремительной тарантеллой — вариацией Дезире и грациозной полькой — вариацией Авроры.
Комментирование закрыто.