« | Главная | »

Сюита из характерных танцев

Опубликовал Художник | 14 июля 2010

Сюита из характерных танцев содержит музыкальные портреты популярных сказочных персонажей.

Первый танец — шуточная музыкальная картина «Кот в сапо­гах и белая кошечка» (из сказки «Кот в сапогах»). Основная му­зыкальная тема воспроизводит кошачье мяуканье. (Эта тема зву­чит у гобоев при встречном мелодическом движении фаготов; ее заключает тремоло струнных.) Особенно характерна начальная ин­тонация— ход на малую секунду вверх с последующим спадом на сексту вниз:

Постепенное ритмическое сжатие этой темы образно передает «взволнованность» рассерженной кошечки. Последующие аккорды в ритме ЛГЭ как бы иллюстрируют внезапные удары кошачьей лапы. Танец отличается быстротой и изменчивостью ритма, остро­той гармоний и оркестровых тембров.

Появляются Золушка и принц Фортуне (из сказки «Золушка и хрустальная туфелька»), Голубая птица и Флорина (из сказки «Голубая птица»). Их общий танец («Танец четверых») сменяется парными вариациями: вальсом Золушки — Фортуне и танцем

( в ритме 4) Голубой птицы и принцессы Флорины.

После коды, завершающей эту группу танцев, начинается танец Красной шапочки и Волка — живо и ярко иллюстрирующий эпизод встречи этих двух персонажей из сказки «Красная шапочка и Волк». Легкие, подвижные интонации Красной шапочки сме­няются «рычанием» Волка (тема звучит у низких инструментов). Однако все заканчивается благополучно, в веселом вихре танца кружатся вместе Волк и девочка.

На смену им снова выходят Золушка и принц Фортюне (вальс), а вслед за ними группа новых сказочных персонажей: Мальчик-с-пальчик, его братья и Людоед. Мальчик-с-пальчик — в сапогах Людоеда. Его семимильные шаги изображены в музыке большими интервальными скачками, которые забавно контрасти­руют с прозвучавшей в высоком регистре темой Мальчика:

Выход и адажио Авроры и Дезире.

Содержание третьего дейст­вия не ограничивается характерными портретами. Здесь продол­жает также развиваться лирическая музыка Дезире и Авроры. Их выход отмечен вальсообразной темой, близкой теме Сирени. Но особенно большое значение имеет для характеристики их свет­лых чувств до-мажорное адажио. Это — последний развернутый ли­рический эпизод в балете и одновременно — лирическая кульми­нация его. Тема адажио — широкая, длящаяся на одном дыха­нии

В ее мелодике слышится мотив, родственный теме из симфони­ческого антракта (см. пример 273), но получивший новые, более закругленно-напевные очертания. Чувство томления, тоски, присутствовавшее в симфоническом антракте, сменилось здесь чувством ветлой радости, торжества, победы. Арпеджированный фон дает особую широту движению темы, а «солнечный», со звучащим в нем ля-бемолем (пониженная VI ступень) — большую свежесть и яркость всей музыке.

Адажио дополняется двумя сольными танцами Дезире и Ав­роры: стремительной тарантеллой — вариацией Дезире и грациоз­ной полькой — вариацией Авроры.

Комментирование закрыто.