« 1958. Ноябрь. 10–летие Всеобщей Декларации прав человека | Главная | 1958. Октябрь. 41–я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции »
Симфонический антракт «Сон» и сцена замок Спящей красавицы
Опубликовал Художник | 14 июля 2010
Как и Панорама, симфонический антракт «Сон» и появление Дезире и феи Сирени — поэтическая, живописно-музыкальная картина, содержание которой раскрывается только музыкой, без участия танца. На протяжении антракта и непосредственно связанной с ним сцены происходит сопоставление и сплетение различных музыкальных тем, показывающих, так же как и предыдущий антракт, борьбу враждебных сил. Первая из тем — аккордового склада — звучит у флейт, гобоев, английского рожка и кларнетов на фоне еле слышного тремоло скрипок:
Это — вариант «темы оцепенения», темы спящей Авроры (см. пример 269). Основой ее мелодии является измененная тема вариации Авроры из первого действия. Столкновение двух резко противоположных музыкальных образов здесь показано через трансформацию, переосмысление одних и тех же интонаций. После темы оцепенения появляется тема Карабос, сразу же прерываемая интонациями мольбы, жалобы, выросшими из предыдущего симфонического антракта, а именно — из лирической темы Дезире. Арпеджированные аккорды арфы приводят к одновременному звучанию темы Карабос и темы Сирени, при этом тема Сирени звучит в необычном для нее тембре труб (с сурдиной). Снова возвращается тема оцепенения и снова за ней следует тема Карабос с включенным в нее мелодическим мотивом из темы Сирени. Новое вступление темы Сирени дано более полно (без имевшегося в первый раз гармонического минорного отклонения), тема же Карабос лишь намечена в двух первых аккордах и гармония ее значительно смягчена. По существу, тема Карабос уже потеряла здесь свой характерный облик. В дальнейшем она все более и более распыляется, появляются только отдельные обрывки ее. Таким образом, еще до начала сценического действия музыка предвещает гибель Карабос и победу феи Сирени.
В симфоническом антракте содержится еще одна элегическая тема (у английского рожка) с характерным для Чайковского поступенно-спускающимся мелодическим движением. Эта тема связана с миром чувств Дезире.
При появлении Дезире и феи Сирени музыка становится стремительной, подвижной. Поцелуй Дезире пробуждает Аврору. Светлый, радостный финал Ми-бемоль мажор завершает второе действие.
Третье действие.
Несмотря на то, что в финале второго действия уж дана развязка драматического конфликта, совершилась победа сил добра и света над злым колдовством Карабос, в балете имеется еще одно действие. Оно рисует свадьбу Авроры и Дезире. Этот акт выполняет роль развернутого заключения балета. Как и пролог, третье действие начинается торжественным маршем: выходят король, королева и новобрачные, приветствуемые придворными. Марш сменяется полонезом, характеризующим появление прибывших гостей — персонажей волшебных сказок. Со своими дарами спешат на праздник феи драгоценностей. Начинаются их сольные танцы — вариации фей: блестящий вальс феи Золота (в тональности Ми-бемоль мажор), стремительная полька феи Серебра (оркестровая звучность, благодаря включению колокольчиков, вызывает ассоциации со звоном серебра). В характере пятидольного, бравурного быстрого танца задана вариация феи Сапфиров. Танцы фей замыкает сверкающая Красками вариация феи Бриллиантов. За сольными танцами следует общий танец фей — блестящая, жизнерадостная кода.
Комментирование закрыто.