« 1958. Октябрь. 41–я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции | Главная | 1958. Октябрь. 40–летие Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи »
Антракт
Опубликовал Художник | 15 июля 2010
Первую картину второго действия заключает симфонический антракт. Звучит нежная, мягкая тема солирующей скрипки, воплощающая страстное стремление Дезире к счастью:
Некоторыми своими мелодическими оборотами (восходящим секу новым движением) она напоминает мелодию си-бемоль-мажорной вариации Авроры (см. пример 271).
В третьем проведении темы расширяется ее мелодический диапазон (до ля второй октавы), звучность возрастает, и после ясного утверждения доминанты Соль мажора неожиданно появляются уменьшенные гармонии и начальные мелодические интонации темы Карабос. Однако они сразу сменяются той же лирической темой. Композитор снова напоминает музыкальными средствами о драматургическом конфликте балета — столкновении сил добра и зла — и намечает будущую развязку.
Огромного симфонического дыхания достигает музыка антракта в среднем своем разделе, основанном на секвенционном развитии небольшого мотива, восходящего по секундам и спускающегося на малую терцию. Этим как бы раскрывается рост чувства любви и возвышенность лирических переживаний Дезире.
Тема по характеру своей мелодики родственна теме любви Германа в опере «Пиковая дама», а также близка одной из лирических тем первого действия балета «Щелкунчик».
Вторая картина— невелика, состоит из двух симфонических антрактов и финальной сцены пробуждения, в которой и происходит развязка драматического конфликта.
Комментирование закрыто.