« | Главная | »

Антракт

Опубликовал Художник | 15 июля 2010

Первую картину второго действия заключает симфо­нический антракт. Звучит нежная, мягкая тема солирующей скрипки, воплощающая страстное стремление Дезире к счастью:

Некоторыми своими мелодическими оборотами (восходящим се­ку новым движением) она напоминает мелодию си-бемоль-мажор­ной вариации Авроры (см. пример 271).

В третьем проведении темы расширяется ее мелодический диа­пазон (до ля второй октавы), звучность возрастает, и после ясного утверждения доминанты Соль мажора неожиданно появляются уменьшенные гармонии и начальные мелодические интонации темы Карабос. Однако они сразу сменяются той же лирической темой. Композитор снова напоминает музыкальными средствами о драма­тургическом конфликте балета — столкновении сил добра и зла — и намечает будущую развязку.

Огромного симфонического дыхания достигает музыка ан­тракта в среднем своем разделе, основанном на секвенционном раз­витии небольшого мотива, восходящего по секундам и спускаю­щегося на малую терцию. Этим как бы раскрывается рост чувства любви и возвышенность лирических переживаний Дезире.

Тема по характеру своей мелодики родственна теме любви Гер­мана в опере «Пиковая дама», а также близка одной из лирических тем первого действия балета «Щелкунчик».

Вторая картина— невелика, состоит из двух симфонических антрактов и финальной сцены пробуждения, в которой и происхо­дит развязка драматического конфликта.

Комментирование закрыто.