« 1958. Октябрь. 25–летие первенцев советской индустрии | Главная | 1958. Октябрь. 1500–летие города Тбилиси »
Сцена Авроры и Дезире
Опубликовал Художник | 16 июля 2010
Сцена Авроры и Дезире – третий лирический центр в балете. В основе её музыки – широконапевная, пластичная тема Фа мажор.
Ее развитие приводит к широкому, драматически напряженному среднему разделу Последний на волне большого нарастания переходит в динамическую репризу первой части.
В музыке воплощены и мольба Авроры об освобождении ее от чар, и чувство большой, прекрасной любви Дезире к Авроре. Лирический эпизод не замкнут, он обрывается на уменьшенном септаккорде, после которого начинается светлое (Фа мажор), воскрешающее в памяти слушателя облик юной и безмятежной, радостной Авроры.
Сольный танец (вариация) Авроры (Си-бемоль мажор) интонационно связан с предшествующим (см. пример 270).
В среднем разделе танца появляется быстрое движение шестнадцатыми, напоминающее ритм танца Авроры с веретеном. Как ритмический фон этот тип движения сохраняется и далее при повторении первой темы (третья часть) и в заключительных тактах вариации. Вся эта музыка воспринимается как взволнованный рассказ Авроры о колдовстве злой Карабос.
Панорама.
После сцены Дезире с Авророй Чайковский включает в развитие балета ряд музыкально-симфонических эпизодов, в которых танец либо вовсе отсутствует (симфонические антракты), либо заменяется своеобразной живописной музыкально-хореографической картиной. Таковой является Панорама.
Для передачи плавного движения волшебной ладьи Чайковский находит выразительный прием: сочетание двух типов ритма — двухдольного и трехдольного — в различных голосах оркестра. Один из них — непрерывающееся до конца номера ровное движение шестнадцатыми, образующее гармонический фон; второй — движение самой мелодии с подчеркнутой синкопой на третьей четверти
Эпизодические «всплески» арфы еще больше усиливают живописно-изобразительный характер Панорамы. Вместе с тем эта музыка пронизана глубоко поэтичной лирикой и выражает мечты Дезире о прекрасной Авроре. «Созерцание природы и вместе с тем сладостное томление по призраку…»— так метко характеризует музыку Панорамы Асафьев.
Комментирование закрыто.