« | Главная | »

Сцена Авроры и Дезире

Опубликовал Художник | 16 июля 2010

Сцена Авроры и Дезире – третий лирический центр в балете. В основе её музыки – широконапевная, пластичная тема Фа мажор.

Ее развитие приводит к широкому, драматически напряженному среднему разделу Последний на волне большого нарастания переходит в динамическую репризу первой части.

В музыке воплощены и мольба Авроры об освобождении ее от чар, и чувство большой, прекрасной любви Дезире к Авроре. Ли­рический эпизод не замкнут, он обрывается на уменьшенном септак­корде, после которого начинается светлое (Фа мажор), воскрешающее в памяти слушателя облик юной и безмятежной, радостной Авроры.

Сольный танец (вариация) Авроры (Си-бемоль мажор) инто­национно связан с предшествующим (см. при­мер 270).

В среднем разделе танца появляется быстрое движение шест­надцатыми, напоминающее ритм танца Авроры с веретеном. Как ритмический фон этот тип движения сохраняется и далее при по­вторении первой темы (третья часть) и в заключительных тактах вариации. Вся эта музыка воспринимается как взволнованный рас­сказ Авроры о колдовстве злой Карабос.

Панорама.

После сцены Дезире с Авророй Чайковский вклю­чает в развитие балета ряд музыкально-симфонических эпизодов, в которых танец либо вовсе отсутствует (симфонические антракты), либо заменяется своеобразной живописной музыкально-хореогра­фической картиной. Таковой является Панорама.

Для передачи плавного движения волшебной ладьи Чайковский находит выразительный прием: сочетание двух типов ритма — двух­дольного и трехдольного — в различных голосах оркестра. Один из них — непрерывающееся до конца номера ровное движение шестнадцатыми, образующее гармонический фон; второй — движе­ние самой мелодии с подчеркнутой синкопой на третьей четверти

Эпизодические «всплески» арфы еще больше усиливают живо­писно-изобразительный характер Панорамы. Вместе с тем эта му­зыка пронизана глубоко поэтичной лирикой и выражает мечты Дезире о прекрасной Авроре. «Созерцание природы и вместе с тем сладостное томление по призраку…»— так метко характеризует музыку Панорамы Асафьев.

Комментирование закрыто.