« | Главная | »

Второе действие. Первая картина

Опубликовал Художник | 16 июля 2010

Первая картина включает в себя два раздела. В первом — центральное место занимает сюита из старинных танцев, характеризующая придворный быт. В эту жанрово-бытовую сцену вводят симфонический антракт и сцена (№ 10), которая начинается музыкой, подражающей звучанию охотничьих рогов (валторны). Появляются охотники и дамы, рас­полагающиеся на отдых. С ними — принц Дезире. По предложению одного из присутствующих начинается игра в жмурки, за которой следуют танцы.

Все танцы выдержаны Чайковским в стиле придворной танце­вальной музыки XVIII века.

Первый танец умеренного и плавного движения Ц) —менуэт

(танец герцогинь); второй — подвижный, галантный гавот (танец баронесс); третий — кокетливый, в быстром движении —пасспье (танец графинь); четвертый — живой и веселый ри­годон, танец «маркиз-резвушек». Заключением всей этой тан­цевальной сцены является южно-французский (провансальский) танец фарандола), оживленный и стремительный, несколько на­поминающий по характеру своего ритма мазурку. Ярко народный характер мелодии этого танца подчеркивается и ее гармонизацией— пустыми квинтами в духе народной инструментальной музыки.

Второй раздел первой картины включает в себя явление принцу Дезире феи Сирени, сцену Дезире и призрака Авроры, путешествие Дезире с феей Сирени к спящему замку (панорама).

Сцена Дезире и феи Сирени.

Звучат охотничьи рога, сопро­вождающая принца сюита удаляется. Дезире остается один. Появ­ляется фея Сирени. После вступительных «всплесков» арф мягко и нежно, в новой тембровой окраске (у флейт) и новой тональ­ности (Ре-бемоль мажор) звучит ее тема. Она как всегда излагается очень широко, но с еще большей, чем в предшествующих случаях, разработкой отдельных мелодических мотивов, с большим тонально-модуляционным развитием. Эпизод этот завершается ярким эмоциональным нарастанием, за которым следует длитель­ная (с ферматой) пауза. Фея поднимает свою палочку, и перед за­чарованным Дезире появляется прекрасное видение. Резко изме­няются темп, тональность, порывисто-устремленным становится весь характер музыки. Заканчивается этот номер внезапной моду­ляцией в Фа мажор (появление доминантсептаккорда Фа мажора), непосредственно вводя в следующую — центральную лирическую сцену — сцену Авроры и принца Дезире.

Комментирование закрыто.