« | Главная | »

Адажио и вариации добрых фей

Опубликовал Художник | 18 июля 2010

Адажио и вариации добрых фей — первый значительный лири­ческий эпизод балета, за которым следует цепь вариаций, характе­ризующих каждую из фей. Сердечно приветствуя Аврору, феи одаряют новорожденную подарками. В основе адажио — задумчи­во-ласковая, напевная тема солирующего кларнета, сопровождае­мая звучанием арф:

Тема широко развивается (часто путем секвентного движения), драматизируется. При этом основой не только развития самого адажио, но и следующей за ним музыки является начальная инто­нация темы

Из этого же исходного мотива вырастает и следующее за адажио, вводящее в вариации:

Каждая вариация — индивидуальный портрет той или иной феи.

Первая вариация (Си-бемоль мажор) характеризует наивно-простодушную, скромную фею Искренности. Основная тема (у со­лирующего гобоя) подвижна, незатейлива и просто гармонизована:

Вторая вариация (соль минор)—в ритме тарантеллы — рисует портрет живой и стремительной феи Цветущих колосьев;

Вариациями в балете называется один из типов сольного классического танца.

В третьей вариации (Ре мажор) представлена Фея, рассыпаю­щая хлебные крошки. Тема содержит яркие изобразительные штрихи (легкое 81асса1о). Начальные интонации этой темы, как и начало аллегро, выросли из темы адажио. В целом эта вариация носит характер шутливого, подвижного скерцо:

Музыка четвертого сольного танца (Ре мажор) является, по су­ществу, вариационным развитием темы Феи, рассыпающей хлеб­ные крошки. Здесь охарактеризована фея — Щебечущая канарейка. Мелодия звучит звонко и красочно в верхнем регистре флейты-пикколо, сопровождаемая колокольчиками. Общий характер этого танца также шутливый, скерцозный

Пятый танец (Фа мажор) — портрет феи Пылких, сильных страстей. Это — танец-галоп в остром, подвижном ритме, с сохра­няющимся на .всем протяжении характерным затактом:

Шестая вариация (ля минор), посвященная фее Сирени — поэ­тичный лирический вальс с простой мелодией, оплетаемой, как кру­жевом, выразительными хроматическими подголосками в средних голосах:

Вариации добрых фей заканчиваются стремительным общим танцем-кодой (Ре мажор).

Комментирование закрыто.