« | Главная | »

Шестая симфония — шедевр мировой музыкальной классики

Опубликовал Художник | 30 июля 2010

Шестая симфония — шедевр мировой музыкальной классики. Глубина философского содержания в сочетании с исключительной простотой, человечностью и искренностью лирического высказы­вания обусловливает огромную силу эмоционального воздействия ее на самые широкие круги слушателей. Шестая симфония по­стоянно звучит в концертах у нас и за рубежом и принадлежит к числу самых популярных произведений русского музыкального искусства.

Все рассмотренные произведения свидетельствуют о ярком ин­дивидуальном своеобразии инструментально-симфонического стиля Чайковского при наличии в то же время глубоких связей с тра­дициями музыкальной культуры прошлого.

Исключительно богатая по своим мелодическим истокам, его симфоническая музыка отличается большой впечатляющей ярко­стью музыкального тематизма, логикой и целеустремленностью развития, напряженностью кульминаций, рельефностью форм, глубиной музыкальных образов.

Мелодический язык инструментальных сочинений Чайковского в своих истоках опирается, как и мелодии его вокальных жанров, на интонации романса, песни, а также выразительной эмоциональ­ной речи, что делает инструментальную музыку Чайковского до­ступной, понятной широким массам слушателей. Большое значение имеют различные танцевальные ритмы.

Обычно в партитурах композитора инструменты соотносятся между собой как различные «поющие» или «говорящие» челове­ческие голоса; диалог между отдельными группами оркестра — один из излюбленных приемов композитора. Вместе с тем, чтобы подчеркнуть контраст образов, Чайковский вводит ритмически-острые темы типично инструментального (например, фанфарного) характера, выбирая для них и соответствующие тембры, оркестро­вые приемы, гармонизацию. Оркестру Чайковского свойственна разнообразная тембровая выразительность, но всегда подчиненная общему психологическому замыслу произведения: каждая группа инструментов связана обычно с определенной сферой пережива­ний человека; так, например, струнным чаще всего поручается исполнение широких песенных мелодий, выражающих лирические

Чувства, а тембр низких деревянных (фагота, бас-кларнета) и мед­ных нередко характеризует мрачные, зловещие образы.

Однажды Чайковский писал по этому поводу: «Я никогда не сочиняю отвлеченно, т. е. никогда музыкальная мысль не яв­ляется во мне иначе, как в соответствующей ей внешней форме. Таким образом, я изобретаю самую музыкальную мысль в одно время с инструментовкой».

Самобытными чертами отличается гармонический язык Чай­ковского, в котором особенно яркое развитие получает драма­тическая выразительность альтерированных субдоминантовых гармоний. Характерна также мелодизация гармонии, что род­нит музыку Чайковского с творчеством композиторов-романтиков XIX века.

Перечисленные черты симфонической музыки Чайковского во многом свойственны и его оперным произведениям, так как у ком­позитора оба эти жанра глубоко и органично связаны друг с другом.

Комментирование закрыто.