« | Главная | »

Мелодии-кантилены

Опубликовал Художник | 9 сентября 2010

В то же время он является создателем и многочисленных ши­роких мелодий-кантилен. Для них чрезвычайно типична спокой­ная уравновешенность как бы «парящего» мелодического рисунка, плавность движения к кульминации, пропорциональность в строе­нии мелодического целого. В операх и романсах лирико-психологического содержания мы встретим многочисленные образцы выразительной ариозной и речитативной мелодики, тонко передаю­щей интонации речи, поэтической и прозаической. Римский-Корсаков оставил в своих операх великолепные образчики народного былинного речитатива, бойкого полукрестьянского-полугородского говора, церковных речений. Большой оригинальностью отличаются у Римского-Корсакова мелодии инструментального типа, сложные по мелодико-ритмическому строению, подвижные и виртуозные, которые применяются композитором в музыкальной обрисовке фантастических персонажей. Здесь можно отметить известное со­прикосновение музыки русского мастера с творчеством Шопена (как известно, Римский-Корсаков высоко ценил великого поль­ского композитора).

Одна из наиболее ярких и оригинальных сторон музыкального языка Римского-Корсакова — новизна, красочность и выразитель­ность ладогармонических средств. В народно-бытовых оперных сценах преобладает диатоническая гармония, встречаются харак­терные народные лады, ладовые обороты, созвучия и аккорды. На­ряду с этим поразительны гармонические открытия Римского-Кор­сакова в сфере сложных, изысканно красочных ладогармонических средств, типичных для его музыки фантастического содержания. Источником новаторского гармонического языка Римского-Корса­кова явились сложные колористические средства Глинки и Листа. В дальнейшем композитор стал вводить в свои сочинения еще бо­лее новые и смелые гармонии, широко используя при этом необыч­ные, выходящие за рамки мажора и минора лады: уменьшенный, увеличенный и другие, еще более сложные. Примечательную осо­бенность гармонического мышления Римского-Корсакова состав­ляет его «цветной» гармонический слух — то есть цветовое ощу­щение тональностей и даже отдельных аккордов — и сознательное применение гармонических средств для достижения определенных музыкально-колористических эффектов, как они представлялись фантазии композитора.

Комментирование закрыто.