« | Главная | »

60-е годы

Опубликовал Художник | 5 сентября 2010

60-е годы. Римский-Корсаков сразу зарекомендовал себя как талантливый и многообещающий симфонист. Его композиторским дебютом явилось исполнение Первой симфонии в концерте Бес­платной музыкальной школы, состоявшееся под управлением Ба­лакирева в конце 1865 года. Симфония прошла с большим успехом и заслужила одобрительные отзывы критики. Ц. Кюи назвал ее «первой русской симфонией», указав на песенную основу ее тем, та­лантливость оркестровки и подчеркнув самобытный русский харак­тер всего сочинения.

Вслед за симфонией Римский-Корсаков создал ряд других сим­фонических произведений. Наиболее значительные из них посвя­щены образам русского былинного эпоса и восточной сказки. Это — симфоническая картина «Эпизод из новгородской былины о Садко» (1867), написанная по предложению Мусоргского, и программная «восточная» симфония-сюита «Антар», литератур­ным первоисточником которой послужила одноименная романти­ческая арабская сказка О. Сенковского (барона Брамбеуса) — журналиста, беллетриста и одновременно историка-востоковеда, знатока арабской литературы. Основываясь на литературной про­грамме, композитор придал этим произведениям оригинальную картинно-повествовательную форму. В их стройной музыкальной композиции свободно чередуются разнохарактерные звукописные и жанровые эпизоды, последовательность которых определяется литературным сюжетом, а не установившимися в творчестве вен­ских классиков формами. Это позволило композитору передать в своей музыке все подробности избранных поэтических про­грамм.

Если в «Антаре» заметно сказывается влияние программного симфонизма Берлиоза, то в «Садко» новые стилевые приемы ев­ропейской романтической музыки получили вполне своеобразное и самобытно русское преломление. «Садко» произвел на слушателей наибольшее впечатление, и прежде всего — своей национальной ха­рактерностью, великолепным воплощением (притом впервые!) бы­линного сюжета, поэтичностью музыкальных картин моря и ска­зочного подводного царства. Как справедливо указывал Стасов, «крупные достоинства «Садко» являются, конечно, прежде всего ярким результатом возросшего и возмужавшего таланта Римского-Корсакова, но также и результатом глубокого изучения всего луч­шего, что произвело в последнее время европейское музыкальное творчество».

Комментирование закрыто.