« | Главная | »

Романс «Октава»

Опубликовал Художник | 14 августа 2010

Романс «Октава» обладает замечательной внутренней гармо­нией, уравновешенностью в сочетании поэтического текста, мело­дии и сопровождения. Мелодия романса безукоризненна по своей чуткой декламации, полностью сливающейся со стихом. А между тем — это именно песенная мелодия, разнообразная и гибкая Мелодическое развитие образует трехчастную форму: каждое из предложений (они играют роль периодов) начинается с оди­наковых мотивов, но расположенных на разных ступенях лада и различно гармонизованных («Гармонии стиха», «У брега сонных вод», «В созвучии стихов»). В дальнейшем изложении композитор находит новые мелодические варианты. Последовательно расширяя диапазон мелодии, он вводит в конце произведения яркую кульми­нацию — верхнюю октаву начального звука романса. Необычайной сочности этой мелодической вершины способствует разрастание звукового объема сопровождения, интенсивное движение баса в противоположном по отношению к мелодии направлении. Форте­пианная партия романса образуется из мерно повторяющихся ак­кордов с легкими гармоническими и ладотональными переходами. Не выходя за пределы относительно простых мажоро-минорных соотношений, Римский-Корсаков расцвечивает мелодию разнооб­разными гармоническими красками. В качестве наиболее ярких примеров можно указать на появление мелодического (потом нату­рального) соль минора в начале второго предложения и на возвы­шенное, просветленное звучание Ля-бемоль мажора, с которого на­чинается тематическая реприза романса

Комментирование закрыто.