« | Главная | »

САДКО

Опубликовал Художник | 27 августа 2010

Почти через тридцать лет после создания музыкальной кар­тины «Садко», в 1895—1896 годах Римский-Корсаков вновь обра­тился к этому сюжету и разработал его в жанре эпической оперы, «оперы-былины». В ней композитор использовал почти весь тема­тический материал своего юношеского симфонического произведе­ния. Былинный сюжет как нельзя лучше отвечал особенностям да­рования Римского-Корсакова. Горячо одобряя замысел оперы, Ста сов писал композитору: «сколько я добра ни жду от «Ночи перед Рождеством», которая, наверное, будет творением крупным и архи­крупным, а будущий «Садко» будет, пожалуй, еще и того выше, и это потому я решаюсь мечтать, что там все время налицо седая русская языческая древность и элементы волшебный, сказочный, фантастичный, а они все с наибольшею силой и всего глубже зало­жены в Вашу художественную натуру».

Работая над оперным либретто, Римский-Корсаков обратился к различным вариантам былины о Садко. Если ранее композитор использовал лишь ту из былин, где рассказывается о странствиях и чудесных приключениях Садко, то в опере показаны и предшест­вующие события, описанные в других вариантах былины: спор гус­ляра с новгородскими купцами, чудесное появление в Ильмень-озере золотых рыбок, подаренных Морским царем Садко за его песни.

Материалом для образа Морской царевны — Волховы Римскому-Корсакову послужила народная сказка «Василиса Премуд­рая и Морской царь». Ряд сюжетных подробностей композитор за­имствовал из различных других песенных и эпических памятников народной поэзии. Все это позволило ему придать либретто своей оперы глубоко народный характер.

Краткое содержание.

Первая картина. Садко, бедный гусляр, на пиру новгородской братчины (союз новгородского купечества) отказывается воспевать богатую, сытую, косную жизнь купцов и смело высказывает свои мечты о далеких путешествиях и подвигах с целью прославить родной город. За это Садко осмеян купцами и изгнан с пира.

Вторая картина. Ночью на берегу Ильмень-озера перед Садко появ­ляются дочери Морского царя, привлеченные пением и игрою Садко на гус­лях. Среди них и младшая — Волхова. Гусляр и Морская царевна полюбили друг друга. При прощании Волхова обещает Садко подарить золотых рыбок в награду за его песни. Она предсказывает ему славу и богатство.

Третья картина. Жена Садко Любава Буслаевна тоскует, видя ох­лаждение к ней мужа, увлеченного смелыми мечтами. В горнице появляется Садко. Он грезит о Морской царевне. В ответ на тревожные вопросы Любавы Садко сообщает о своем намерении «биться о велик заклад» с купцами нов­городскими.

Четвертая картина. На пристани в Новгороде, при всем народе, Садко спорит с купцами, что выловит из Ильмень-озера рыбу-золото перо. Из спора Садко выходит победителем. Народ славит Садко. Иноземные «гости» (купцы) приглашают посетить их родные страны. Садко снаряжает корабли и, напутствуемый добрыми пожеланиями народа, отправляется в далекое пла­вание.

Пятая картина. Двенадцать лет свободно путешествовал Садко, но однажды его корабль остановился среди моря, задержанный волшебной силой. Садко понимает, что настало время встретиться с Морской царевной. Симфо­ническое «Интермеццо» рисует погружение Садко в Подводное царство.

Шестая картина происходит на дне морском. Садко венчается с Волховой. На свадебном пиру, под наигрыш гусляра, пускается в пляс все Под­водное царство. Поднимается буря, гибнут корабли. В разгар пляски появ­ляется Видение — Старчище — могуч богатырь в облике калики перехожего. Он прекращает пляску и повелевает Подводному царству исчезнуть.

Морской царевне превратиться в реку, а Садко вернуться в Новгород и слу­жить родной земле своими песнями.

Седьмая картина. Садко чудесным образом оказывается у стен Новгорода. Морская царевна прощается со спящим гусляром и превращается в реку Волхов. Садко встречает жену и возвращающуюся из странствий дру­жину. Он рассказывает новгородцам о своих путешествиях и приключениях. Народ славит Садко, море синее, Великий Новгород.

Комментирование закрыто.