« 1957. Июнь. 250–летие со дня рождения английского писателя Генри Филдинга | Главная | Особенности Снегурочки »
Сравнение Снегурочки
Опубликовал Художник | 28 августа 2010
По сравнению с «Псковитянкой» здесь можно отметить новое для композитора — стремление к большей музыкальной закругленности и архитектонической уравновешенности. Это явилось результатом внимательного изучения глинкинских оперных партитур и складывавшегося у Римского-Корсакова убеждения в том, что «опера — произведение прежде всего музыкальное» и что оперный композитор не должен приносить музыкальные закономерности в жертву драматической стороне произведения.
В отношении богатства и сочности музыкального языка «Снегурочка», несомненно, превосходит предшествующие ей сочинения. С одной стороны, Римский-Корсаков щедро вводит выразительные средства, типичные для русской народной музыки (мелодические обороты и темы, несимметричные размеры, диатоника, народные лады). С другой же стороны, в этой опере со всем блеском проявилась неисчерпаемая музыкальная фантазия композитора в обрисовке сказочных персонажей и волшебных картин природы. Именно здесь Римский-Корсаков впервые широко применил увеличенные и уменьшенные интервалы (для характеристики Лешего и лесных чудес в третьем действии), а также нашел изысканные, поистине волшебные, оркестровые краски — средства, ставшие типичными для последующих его опер сказочного содержания.
Все это говорит о большом значении «Снегурочки» в творческой эволюции композитора и позволяет оценить эту оперу не только как одно из лучших, наиболее характерных, но и как этапное его произведение.
Комментирование закрыто.