« | Главная | »

Сравнение Снегурочки

Опубликовал Художник | 28 августа 2010

По сравнению с «Псковитянкой» здесь можно отметить новое для композитора — стремление к большей музыкальной закруглен­ности и архитектонической уравновешенности. Это явилось резуль­татом внимательного изучения глинкинских оперных партитур и складывавшегося у Римского-Корсакова убеждения в том, что «опера — произведение прежде всего музыкальное» и что оперный композитор не должен приносить музыкальные закономерности в жертву драматической стороне произведения.

В отношении богатства и сочности музыкального языка «Сне­гурочка», несомненно, превосходит предшествующие ей сочинения. С одной стороны, Римский-Корсаков щедро вводит выразительные средства, типичные для русской народной музыки (мелодические обороты и темы, несимметричные размеры, диатоника, народные лады). С другой же стороны, в этой опере со всем блеском прояви­лась неисчерпаемая музыкальная фантазия композитора в обри­совке сказочных персонажей и волшебных картин природы. Именно здесь Римский-Корсаков впервые широко применил увеличенные и уменьшенные интервалы (для характеристики Лешего и лесных чу­дес в третьем действии), а также нашел изысканные, поистине вол­шебные, оркестровые краски — средства, ставшие типичными для последующих его опер сказочного содержания.

Все это говорит о большом значении «Снегурочки» в творче­ской эволюции композитора и позволяет оценить эту оперу не толь­ко как одно из лучших, наиболее характерных, но и как этапное его произведение.

Комментирование закрыто.