« | Главная | »

Четвертое действие

Опубликовал Художник | 29 августа 2010

Четвертое действие начинается со сцены Снегурочки и Весны, Печально и надломлено звучат призывы Снегурочки, обращен­ные к матери-Весне («Родимая, в слезах тоски и горя»). Вырази­тельные вокальные фразы чередуются с жалобными мотивами гобоя (напряженный тембр этого инструмента во многих местах оперы используется композитором для передачи горестных чувств героини). Краткий оркестровый эпизод рисует появление из озера Весны-Красны: тихо шелестят нисходящие фигурации двух скрипок, как капли падают отрывистые звуки флейты и арфы, а на этом фоне у виолончелей мягко и ласково стелется певучая тема Весны; она как бы выплывает из прозрачной аккордовой ткани аккомпанемента. После краткого диалога Снегурочки и Ве­сны следует небольшое очаровательное ариозо Весны, сообщаю­щей дочери о волшебной силе своего венка («Изволь, дитя»). «Валторновый» мотив Весны положен в основу вокальной пар­тии, сопровождением к которой служат его трепетные, полные томления (преобладают неустойчивые гармонии) аккордовые тре­моло засурдиненных струнных.

Хор цветов

Хор цветов — центральный номер этой сцены. Его можно было бы назвать арией Весны с хором, так как последний лишь аккомпанирует вместе с оркестром пению Весны. В роскошном цветении весенней природы и в волшебном могуществе Весны, дарующей Снегурочке чувство любви, полно и широко раскры­вается неодолимость сил жизни и благодатного тепла. Музыкаль­ная характеристика Весны достигает здесь особенной художествен­ной силы и яркости. Хор цветов построен на нескольких выразительных темах. Среди них — виолончельная тема Весны из пролога и взятый оттуда же мотив валторны, преобразованный — в гибкую тему — музыкальный образ стройного цветка. Сверх того в хоре встречается еще несколько мелодий, появляющихся при перечислении Весной цветов ее волшебного венка. Все эти темы очень пластичны, полны интонационной и гармониче­ской экспрессии, они сопровождаются альтерированными умень­шенными и увеличенными гармониями. Вот несколько примеров:

Разнообразные оркестровые средства, звучание дуэта солирующих скрипок, бле­стящая звучность колокольчиков — сообщают музыке хора теп­лый, воздушный, переливчато-красочный колорит. Хор цветов — первый замечательный образец светлой музыкальной фантастики операх Римского-Корсакова. Позднее аналогичные страницы музыки появятся в «Младе» (хор светлых духов), в «Ночи пе­ред Рождеством». Общий их источник — хоры волшебных дев в «Руслане и Людмиле» Глинки.

Исчезновение Весны-Красны сопровождается замечательным симфоническим эпизодом, отличающимся роскошью и блеском оркестровых красок: густое и насыщенное звучание двух главных лейтмотивов Весны обогащается введением октавной мелодии цветов у флейт и арфы, с добавлением на последнем, вершинном звуке колокольчиков (см. клавир, цифра 288).

Дуэт Снегурочки и Мизгиря.

Сердце Снегурочки теперь со­грето теплом любви, она готова ответить любовью на любовь. Происшедшая перемена отражается в музыкальной характери­стике Снегурочки: в дуэте с Мизгирем (он непосредственно сле­дует за исчезновением Весны) появляются новые песенные темы, среди них — «нежно ласкающий любовный напев»:

Финал оперы — народная обрядовая сцена встречи первого летнего дня. Она начинается с оркестрового эпизода — шествия народа и царя Берендея. За ним идет хоровой номер — хоровод­ная песня-игра «Просо», после чего следует обряд благословения царем Берендеем молодых пар. Женихи и невесты, в их числе и Снегурочка с Мизгирем, взявшись за руки, подходят к царю. В ответ на вопрос царя Снегурочка говорит о своей любви к же­ниху. В этот момент яркий луч солнца падает на Снегурочку. Она тает.. .

Сцена таяния

Сцена таяния — кульминация в развитии образа Снегурочки. Лирическая сторона ее характеристики получает здесь наиболее полное выражение, но наряду с тем вновь отчетливо выступают и сказочные черты этого полуреального-полуфантастического об­раза. Сцена таяния написана в виде свободного ариозо, состоя­щего из нескольких переходящих один в другой эпизодов. Музы­кальное единство сцены определяется преобладанием мелодиче­ского материала ариетты пролога и господством энгармонически родственных тональностей до-диез минора и Ре-бемоль мажора. Сцена включает значительное количество мотивов, ранее появляв­шихся в музыкальной характеристике Снегурочки. Так, во всту­пительном разделе при словах «Великий царь» звучит тема, встре­чавшаяся в прологе на словах «людские песни», далее проходит начальный мотив ре-минорной ариетты пролога, за ней у клар­нета — первая тема из дуэта Снегурочки и Мизгиря четвертого действия и грозный лейтмотив Ярилы-Солнца.

После этого начинается собственно сцена таяния: «Но что со мной? Блаженство или смерть? Какой восторг! Какая чувств истома!» В этом до-диез-минорном разделе новое развитие полу­чают чувства томления, сладкого блаженства, которые слегка, как предчувствие, были намечены в ариетте пролога. Римский-Корсаков окрашивает здесь тематический материал ариетты в теплые и глубоко трогательные тона. Тема ариетты звучит у солирующей скрипки с флейтой (потом с кларнетом), несколько позже в уни­соне первых скрипок и гобоя. Ее экспрессия и томность усили­ваются благодаря обилию задержаний, проходящих звуков и не­устойчивой гармонизации; каждый двухтактный мотив заканчи­вается на доминантсептаккорда разных тональностей (до-диез минора, соль-диез минора, Ми мажора):

Краткий ля-бемоль-мажорный эпизод («В очах огонь») при­водит к сокращенному проведению той же темы ариетты в то­нальности ми-бемоль минор («Люблю и таю»). На этот раз она проходит у сопрано с кларнетом, к аккомпанирующим струнным присоединяются духовые и арфа. Вслед за тем в Ре-бемоль ма­жоре звучит любовный напев — обращение к Мизгирю «О милый мой», появляющийся в окружении прозрачно-холодных тембров флейт и кларнетов и волшебной звучности флажолетов арфы. Заключительный раздел сцены — проведение в оркестре мелодии

Ариетты пролога (до конца удерживается Ре-бемоль мажор), по­степенно истаивающей и, наконец, растворяющейся в воздушном глиссандо арфы.

Снегурочка исчезла. «Как вешний снег, растаяла она! Обма­нут я богами!» — в отчаянии восклицает Мизгирь и бросается в озеро.

Несмотря на это, опера заканчивается в светлых, торжествен­ных тонах. Царь Берендей разъясняет смысл происшедшего: «Дочь Мороза, холодная Снегурочка погибла, пятнадцать лет на нас сердилось Солнце; теперь, с ее чудесною кончиной, вмеша­тельство Мороза прекратилось. Веселый Лель,— обращается царь к пастуху,— запой Яриле песню хвалебную, а мы к тебе приста­нем». Народ радостно славит Солнце — подателя света и тепла. Финальный хор сочинен Римским-Корсаковым в характере древ­них эпико-гимнических напевов. Тема его представляет собой ви­доизмененный мотив Ярилы:

Хор построен на сплошном нарастании силы, блеска и ярко­сти звучания. Первую строфу запевает Лель, вторую исполняет хор, третью — ансамбль солистов, а затем происходит энергичная симфоническая разработка темы при ведущей роли оркестра. Ускоряющийся темп, расширение диапазона звучания, уплотне­ние фактуры, контрастные сопоставления оркестрового и хоро­вого 1иШ, мажорный ладовый колорит — все это образует могу­чий, полный радости и солнечного света финал оперы — весенней сказки.

Комментирование закрыто.