« | Главная | »

Поздние оперы Римского-Корсакова

Опубликовал Художник | 1 сентября 2010

Поздние оперы Римского-Корсакова, в общем типичные по кругу сюжетов и образов для всего его творчества, обладают тем не менее своими стилистическими особенностями. Эти особенности
обнаруживаются преимущественно в музыкальном языке. Продол­жая разрабатывать вширь и вглубь народную основу, Римский-Корсаков вместе с тем еще смелее, чем раньше, применяет слож­ные лады и гармонии, обогащает свой оркестровый язык новыми остро выразительными и колористическими приемами. Еще более усиливая роль оркестра в оперных партитурах, он сохраняет при этом полное равновесие между инструментальной и вокальной сто­ронами, достигает замечательного лаконизма и образности в характеристиках, великолепной отточенности художественной формы. Все это с наибольшей полнотой и отчетливостью выступает в «Зо­лотом петушке». Несмотря на то, что музыкальный язык Римского-Корсакова порой (в гармонии) приобретает значительную остроту и сложность, композитор всегда остается верен своим принципам классически ясного, логичного мышления, сохраняет уравновешенность и стройность музыкальной формы.

За год до смерти Римский-Корсаков в последний раз выступил как дирижер в Париже в Русских симфонических концертах, кото­рые явились свидетельством мировой славы русской музыки.

С ранней весны 1908 года Римский-Корсаков начал страдать серьезным сердечным заболеванием. Переехав на лето в усадьбу Любенск, он еще продолжал работу над учебником «Основы ор­кестровки». Последние записи им были сделаны 7 июня; в ночь на 8 июня композитор скончался.

Комментирование закрыто.