« 1957. Декабрь. 200–летие Академии художеств СССР | Главная | 1957. Декабрь. Падение Сихотэ–Алинского метеорита »
Элегия «О, если б ты могла»
Опубликовал Художник | 15 августа 2010
Элегия «О, если б ты могла» принадлежит к числу лирико-психологических романсов. Мелодия этой элегии ариозна. Ее речевые мелодические обороты тонко передают все оттенки взволнованного и задушевного лирического обращения. Непосредственностью выражения, характером мелодики, простотой фортепианного аккомпанемента романс напоминает некоторые образцы вокальной лирики Глинки и Даргомыжского. Музыкальная форма элегии отличается связностью, текучестью мелодического и модуляционного развития. При отсутствии тематической репризы важную формообразующую роль играет возвращение в конце романса главной тональности, что придает композиции завершенность и позволяет говорить об ее трехчастном складе. В вокальной мелодии выделяются ритмически возбужденные и напряженные по интонациям обороты (см. уменьшенную квинту «забыть свои невзгоды»; «О, если бы, хоть раз я твой увидел лик»). Фортепианное сопровождение изобилует доминантовыми септаккордами разных ступеней, отклонениями в минорные тональности (ми-бемоль минор, фа минор):
Средний раздел романса («Когда в твоих глазах») более оживлен и приподнят по настроению. Распевные мелодические фразы подготавливают патетическую ре-бемоль-мажорную кульминацию, сливающуюся с поэтическим образом весенней грозы. В кратком умиротворенном заключении (Тетро I) появляется трогательная мелодическая каденция, которая напоминает заключительный оборот ариетты Снегурочки из пролога оперы («И слушаю, и таю»).
Значительная часть романсов Римского-Корсакова посвящена теме природы. Среди них — два вокальных цикла «У моря» (слова А. Толстого) и «Весной» (слова А. Толстого и А. Фета). Однако в эти годы композитор уделяет основное внимание выражению лирических эмоций, душевных состояний. В цикле «Весна», проникнутом светлым весенним настроением, он почти совсем не пользуется звукописью. Самый известный романс этого цикла «Звонче жаворонка пенье» вовсе лишен изобразительности. Чувства радости и избытка жизненных сил раскрыты здесь в чисто лирическом плане. В цикле «У моря» картины морской стихии служат средством оттенения того или иного лирико-психологического образа.
Комментирование закрыто.