« | Главная | »

Элегия «О, если б ты могла»

Опубликовал Художник | 15 августа 2010

Элегия «О, если б ты могла» принадлежит к числу лирико-психологических романсов. Мелодия этой элегии ариозна. Ее речевые мелодические обороты тонко передают все оттенки взволнованного и задушевного лирического обращения. Непосредственностью вы­ражения, характером мелодики, простотой фортепианного акком­панемента романс напоминает некоторые образцы вокальной ли­рики Глинки и Даргомыжского. Музыкальная форма элегии отличается связностью, текучестью мелодического и модуляцион­ного развития. При отсутствии тематической репризы важную формообразующую роль играет возвращение в конце романса глав­ной тональности, что придает композиции завершенность и позво­ляет говорить об ее трехчастном складе. В вокальной мелодии вы­деляются ритмически возбужденные и напряженные по интонациям обороты (см. уменьшенную квинту «забыть свои невзгоды»; «О, если бы, хоть раз я твой увидел лик»). Фортепианное сопро­вождение изобилует доминантовыми септаккордами разных ступе­ней, отклонениями в минорные тональности (ми-бемоль минор, фа минор):

Средний раздел романса («Когда в твоих глазах») более оживлен и приподнят по настроению. Распевные мелодические фра­зы подготавливают патетическую ре-бемоль-мажорную кульмина­цию, сливающуюся с поэтическим образом весенней грозы. В крат­ком умиротворенном заключении (Тетро I) появляется трогатель­ная мелодическая каденция, которая напоминает заключительный оборот ариетты Снегурочки из пролога оперы («И слушаю, и таю»).

Значительная часть романсов Римского-Корсакова посвящена теме природы. Среди них — два вокальных цикла «У моря» (слова А. Толстого) и «Весной» (слова А. Толстого и А. Фета). Однако в эти годы композитор уделяет основное внимание выражению ли­рических эмоций, душевных состояний. В цикле «Весна», проник­нутом светлым весенним настроением, он почти совсем не поль­зуется звукописью. Самый известный романс этого цикла «Звонче жаворонка пенье» вовсе лишен изобразительности. Чувства радо­сти и избытка жизненных сил раскрыты здесь в чисто лириче­ском плане. В цикле «У моря» картины морской стихии служат средством оттенения того или иного лирико-психологического образа.

Комментирование закрыто.