« 1957. Декабрь. Падение Сихотэ–Алинского метеорита | Главная | 1957. Декабрь – 1958. Январь. Всесоюзная промышленная выставка »
Элегия «Редеет облаков»
Опубликовал Художник | 15 августа 2010
Элегия «Редеет облаков» выделяется удивительной широтой и свободой мелодического дыхания. Главное музыкальное содержание романса заключено в вокальной партии. Богатый и развитый фортепианный аккомпанемент, выполняющий важную эмоциональную и колористически-красочную роль, служит необходимым и существенным дополнением к вокальной партии. Романс отличается развернутостью композиции и непрерывностью мелодического развития, насыщенностью звукового колорита.
Основной поэтический образ и главное настроение романса раскрываются уже в начальных тактах. Широкий октавный размах мелодии, вырастающей из восходящих квартово-квинтовых бесполутоновых мотивов, размеренность воздушных фигурации Они вносят в музыкальную форму произведения черты трехчастности.
Романс написан в свободно трактованной простой трехчастной форме.
Фортепиано создают задумчиво-светлое настроение, передают полноту лирического чувства, навеянного созерцанием
За первым предложением следует второе, незамкнутое и переходящее в среднюю часть («Я помню твой восход»). Уже здесь можно отметить значительное мелодическое и гармоническое развитие. Вокальная партия складывается из более коротких и разнообразных по рисунку фраз. Выразительность их усилена отклонениями в параллельный мажор и тональность двойной доминанты (до-диез минор), введением нонаккордов. Нарастающая в средней части экспрессия приводит к динамической, сильно преобразованной репризе романса («Там некогда в горах»). Это, в сущности, тональная реприза, так как в тематическом отношении она связана с мелодическими оборотами начала средней части; первоначально тема проводится у фортепиано, а вслед за тем — как широкая кантилена, в ритмическом увеличении, в сопровождении взволнованных контрапунктирующих фраз фортепиано, — она звучит на фоне напряженных нонаккордовых гармоний и в вокальной партии. Мелодическая кульминация (высокое ля — при словах «Когда на хижины») подчеркнута сдвигом в субдоминантовую тональность (ми минор) и прерванной каденцией — разрешением доминантового нонаккорда в патетически звучащее до-мажорное трезвучие. В конце репризы возвращаются мотивы первой части, и романс заканчивается в спокойных и светлых тонах.
Большинство элегий Римского-Корсакова (жанр, очень характерный для него) — произведения светлого, созерцательного склада, уравновешенные по настроению. Но есть у композитора элегии и иного — отчасти драматического типа, как например, «Ненастный день потух» или замечательный романс «О, если б ты могла».
Комментирование закрыто.