« 1957. Декабрь – 1958. Январь. Всесоюзная промышленная выставка | Главная | 1957. Ноябрь – декабрь. Первый в мире советский искусственный спутник Земли (запущен 4.10.1957) »
Романсы 60-х годов
Опубликовал Художник | 16 августа 2010
Для этих романсов типична декламационная мелодика, как бы рождающаяся из напевного прочтения стихотворения. Она неразрывно слита с фортепианной партией и составляет один из компонентов общего вокально-инструментального образа, отвечающего поэтическому содержанию избранного композитором текста.
Одним из лучших и показательных образцов вокальной лирики Римского-Корсакова 60-х годов может служить романс «На холмах Грузии» (слова Пушкина), Произведение это проникнуто светлым, мечтательным настроением, раскрывающимся уже в начальном мелодическом построении романса. Это характерный для Римского-Корсакова образец спокойной напевной мелодии, основанной на симметричном опевании тонического звука.
Лирический характер ее подчеркнут выразительной и мягкой звучностью септаккорда IV ступени.
Романсу присуща большая внутренняя цельность, что определяется преобладанием созерцательного лирического чувства, интонационным, гармоническим и композиционным единством произведения. В вокальной партии, в частности в ее кульминационных моментах («тобой, тобой одной», «И сердце вновь горит»), сохраняются мелодические обороты темы. Здесь неоднократно звучит упомянутый минорный септаккорд (в первой кульминации и сразу после нее) и грустно-элегическая гармония малого вводного септаккорда, окрашенная, однако, в светлые тона — что соответствует общему музыкально-поэтическому содержанию романса. Романс, как и стихотворение, состоит из двух свободно построенных строф, образующих простую двухчастную форму. Возвращение в маленькой коде романса (Тетро I) интонационных, гармонических оборотов и фактуры первой части способствует стройности и завершенности его музыкальной формы. Вместе с тем в этом произведении можно обнаружить немало колоритных деталей. Так, в вокальной партии эпизодически возникают легкие фиоритурки (см. «унынья моего» и далее) восточного характера. Прозрачное и слабое, как эхо, повторение конца темы в высоком регистре фортепиано («ночная мгла»), появляющаяся вслед за тем «гудящая» фигурация басов — создают музыкальный пейзаж, передают кристальную чистоту воздуха, гул бегущей в долине горной реки.
Восточный романс
Восточный романс (слова Кольцова), — типичный пример восточной вокальной лирики молодого Римского-Корсакова, в истоках своих связанной с творчеством Балакирева. Романс состоит из двух строф, различных по музыкальному материалу. Напевно-декламационная вокальная партия почти не содержит восточных интонаций. Зато ярким восточным колоритом отмечены обширные и восточный романс (слова Кольцова), — типичный пример восточной вокальной лирики молодого Римского-Корсакова, в истоках своих связанной с творчеством Балакирева. Романс состоит из двух строф, различных по музыкальному материалу. Напевно-декламационная вокальная партия почти не содержит восточных интонаций. Зато ярким восточным колоритом отмечены обширные и этот минорный септаккорд постоянно разрешается в мажорные гармонии тематические самостоятельные вступление и заключение. В них содержится главный музыкальный образ романса:
Эта инструментальная тема вокальна по своей природе и напоминает восточную любовную песню. Ее чувственно-страстный, хотя и сдержанный эмоциональный характер выражен в двух мелодических оборотах с увеличенной секундой (на II и IV ступенях минорного лада), в томных ниспадающих мотивах (32-е), в обилии уменьшенных септаккордов, звучащих на фоне тонического органного пункта (квинта в басу), в предписанном Римским-Корсаковым исполнении. Но и вокальные строфы романса не выпадают из общего стиля. Своеобразное, тонкое очарование восточной лирики выражено в преимущественно одноголосном изложении первой строфы, в появляющихся оборотах с увеличенной секундой (на III ступени лада), со II пониженной ступенью, в прозрачности аккордового сопровождения.
Романсы 90-х годов.
Новые стилистические черты выступают в романсах Римского-Корсакова 90-х годов. Во многих из них проявилась особая забота Римского-Корсакова о выразительности и широте вокальной мелодии, стремление к лирико-психологическим темам — т. е. тенденции, характеризующие также и оперное творчество композитора этого времени. Классическими и, быть может, лучшими образцами романсового творчества композитора являются две элегии на слова Пушкина — «Редеет облаков» и А. Толстого — «О, если б ты могла».
Комментирование закрыто.