« | Главная | »

Романсы 60-х годов

Опубликовал Художник | 16 августа 2010

Для этих романсов типична декламацион­ная мелодика, как бы рождающаяся из напевного прочтения сти­хотворения. Она неразрывно слита с фортепианной партией и со­ставляет один из компонентов общего вокально-инструментального образа, отвечающего поэтическому содержанию избранного компо­зитором текста.

Одним из лучших и показательных образцов вокальной ли­рики Римского-Корсакова 60-х годов может служить романс «На холмах Грузии» (слова Пушкина), Произведение это проникнуто светлым, мечтательным настроением, раскрывающимся уже в на­чальном мелодическом построении романса. Это характерный для Римского-Корсакова образец спокойной напевной мелодии, осно­ванной на симметричном опевании тонического звука.

Лирический характер ее подчеркнут выразительной и мягкой звучностью септаккорда IV ступени.

Романсу присуща большая внутренняя цельность, что опреде­ляется преобладанием созерцательного лирического чувства, инто­национным, гармоническим и композиционным единством произ­ведения. В вокальной партии, в частности в ее кульминационных моментах («тобой, тобой одной», «И сердце вновь горит»), сохра­няются мелодические обороты темы. Здесь неоднократно звучит упомянутый минорный септаккорд (в первой кульминации и сразу после нее) и грустно-элегическая гармония малого вводного септ­аккорда, окрашенная, однако, в светлые тона — что соответствует общему музыкально-поэтическому содержанию романса. Романс, как и стихотворение, состоит из двух свободно построенных строф, образующих простую двухчастную форму. Возвращение в малень­кой коде романса (Тетро I) интонационных, гармонических обо­ротов и фактуры первой части способствует стройности и за­вершенности его музыкальной формы. Вместе с тем в этом произведении можно обнаружить немало колоритных деталей. Так, в вокальной партии эпизодически возникают легкие фиоритурки (см. «унынья моего» и далее) восточного характера. Прозрачное и слабое, как эхо, повторение конца темы в высоком регистре фор­тепиано («ночная мгла»), появляющаяся вслед за тем «гудя­щая» фигурация басов — создают музыкальный пейзаж, передают кристальную чистоту воздуха, гул бегущей в долине горной реки.

Восточный романс

Восточный романс (слова Кольцова), — типичный пример вос­точной вокальной лирики молодого Римского-Корсакова, в исто­ках своих связанной с творчеством Балакирева. Романс состоит из двух строф, различных по музыкальному материалу. Напевно-де­кламационная вокальная партия почти не содержит восточных ин­тонаций. Зато ярким восточным колоритом отмечены обширные и восточный романс (слова Кольцова), — типичный пример вос­точной вокальной лирики молодого Римского-Корсакова, в исто­ках своих связанной с творчеством Балакирева. Романс состоит из двух строф, различных по музыкальному материалу. Напевно-де­кламационная вокальная партия почти не содержит восточных ин­тонаций. Зато ярким восточным колоритом отмечены обширные и этот минорный септаккорд постоянно разрешается в мажорные гар­монии тематические самостоятельные вступление и заключение. В них содержится главный музыкальный образ романса:

Эта инструментальная тема вокальна по своей природе и напо­минает восточную любовную песню. Ее чувственно-страстный, хотя и сдержанный эмоциональный характер выражен в двух ме­лодических оборотах с увеличенной секундой (на II и IV ступе­нях минорного лада), в томных ниспадающих мотивах (32-е), в обилии уменьшенных септаккордов, звучащих на фоне тонического органного пункта (квинта в басу), в предписанном Римским-Корсаковым исполнении. Но и вокальные строфы романса не выпадают из общего стиля. Своеобразное, тонкое очарование восточной лирики выражено в преимущественно одноголосном из­ложении первой строфы, в появляющихся оборотах с увеличенной секундой (на III ступени лада), со II пониженной ступенью, в прозрачности аккордового сопровождения.

Романсы 90-х годов.

Новые стилистические черты выступают в романсах Римского-Корсакова 90-х годов. Во многих из них про­явилась особая забота Римского-Корсакова о выразительности и широте вокальной мелодии, стремление к лирико-психологическим темам — т. е. тенденции, характеризующие также и оперное твор­чество композитора этого времени. Классическими и, быть может, лучшими образцами романсового творчества композитора явля­ются две элегии на слова Пушкина — «Редеет облаков» и А. Тол­стого — «О, если б ты могла».

Комментирование закрыто.