« | Главная | »

Поэтический текст

Опубликовал Художник | 19 августа 2010

Общим признаком камерного вокального творчества Римского-Корсакова следует считать стремление композитора к обобщенной передаче поэтического текста, особенно характерное для его роман­сов 90-х годов. В то же время Римского-Корсакова интересуют и программно-изобразительные задачи. В романсах 60—80-х годов это нашло выражение в обилии живописных деталей, в последова­тельной передаче картинных моментов стихотворения («На холмах Грузии»). В романсах же 90-х годов мы встречаемся с целостным, обобщающим подходом композитора к задаче программной изобра­зительности: музыка обычно создает какой-либо один характер­ный музыкальный пейзаж, передает одно состояние природы, без подчёркивания деталей картины («Дробится и плещет»), Вместе с другими русскими композиторами своего времени Римский-Кор­саков способствовал обогащению романсового стиля средствами ин­струментальной выразительности и изобразительности, хотя он в большей мере держался в рамках именно камерного стиля, чем, например, Бородин, который в некоторых своих романсах и песнях достигал почти симфонической полноты и насыщенности звучания (например, в балладе «Море»). В целом романсы Римского-Корса­кова развивают собственно лирическую традицию в русской во­кальной лирике, восходящую к глинкинскому романсовому твор­честву, а после Римского-Корсакова нашедшую продолжение в ка­мерной вокальной музыке русских, композиторов начала XX века (Рахманинов, отчасти Метнер

Комментирование закрыто.