« | Главная | »

Царская невеста

Опубликовал Художник | 21 августа 2010

«Царская невеста» — художественно наиболее убедительный пример оперы драматического стиля в творчестве Римского-Корсакова.

Сюжет характеризуется обилием острых конфликтов и драма­тических контрастов. Действие развивается быстро, бытовые сцены имеют значение фона и используются лишь для оттенения основ­ной драматической интриги. Акцент сделан на раскрытии душев­ной драмы действующих лиц и психологическом развитии их образов.

Если в операх Римского-Корсакова сказочного содержания гос­подствует принцип сопоставления реального и фантастического, то в «Царской невесте» фантастика, в сущности, отсутствует. Здесь все основано на жизненно реальных драматических конфликтах и столкновениях различных характеров.

Главные» действующие лица оперы образуют две противостоя­щие друг другу группы. В одну из них входят: Марфа, Лыков, Собакин — т. е. лица, наиболее непосредственно испытывающие на себе воздействие трагических обстоятельств. Марфа, главная ге­роиня оперы и центральная фигура среди персонажей этой группы, является едва ли не самым трогательным и глубоким в музыкаль­но-психологическом отношении лирическим женским образом в оперном творчестве Римского-Корсакова. В облике Марфы (при полном отсутствии фантастического элемента) есть черты, сбли­жающие ее со Снегурочкой. Это тот же тип застенчивой девушки, нежной и хрупкой натуры, неспособной бороться с препятствиями и покорно склоняющейся под ударами судьбы.

Грязной и Любаша составляют другую группу действующих лиц оперы. Они становятся на жизненном пути Марфы и своими действиями приносят ей и ее близким несчастье. Характеры Гряз­ного и Любаши во многом родственны: им свойственна необуздан­ная страстность, склонность к решительным действиям, готовность идти на все ради достижения своих целей. Музыкальные образы Грязного и Любаши отличаются сильным драматизмом и в этом отношении заметно выделяются среди большинства оперных обра­зов Римского-Корсакова. С другой стороны, контраст образов Марфы и Любаши заставляет вспомнить об аналогичных сопостав­лениях в сказочно-эпических операх композитора (Снегурочка — Купава, Волхова — Любава) и дает основание указать на нацио­нальную типичность подобных женских характеров, часто встре­чающихся в русском народном поэтическом творчестве.

«Царская невеста» — произведение уже не эпического, а драма­тического типа. В ней заметно определенное родство с лирико-дра­матическими операми Чайковского.

Во многом нов и музыкальный стиль этого произведения. В период сочинения «Царской невесты» Римский-Корсаков осо­бенно много работал над вокальной композиторской техникой. Он стремился к тому, чтобы усовершенствовать свой метод передачи типических черт образа через обобщенную мелодию, подобно тому, как это имеет место в операх Глинки. Не случайно в «Царской не­сете» композитор обратился к традиционному, классическому оперной формы, высокие образцы которой он находил в творчестве Глинки и Моцарта. Музыкальная композиция образуется в законченных по форме вокальных номеров — сольных (ария, риозо, ариетта), ансамблевых (дуэт, терцет, квартет, квинтет, екстет), хоровых и оркестровых. Показательно обилие в «Царской невесте» арий, представляющих основную вокальную форму оперы. Вместе с тем в наиболее драматических эпизодах композитор обращается к непрерывно развивающимся сценам с многочисл­енными речитативами и относительно завершенными вокальными эпизодами ариозного характера (эта особенность также заставляет вспомнить оперный стиль Чайковского).

По сравнению с операми 80-х и начала 90-х годов (от «Снегу­рочки» до «Садко» включительно), в «Царской невесте» компози­тор в гораздо меньшей степени пользуется лейтмотивами и предпо­читает строить музыкальные характеристики действующих лиц на основе свободной разработки тех или иных, типичных для дан­ного персонажа мелодических оборотов и интонаций.

Оркестру в «Царской невесте» отведена хотя не первостепен­ная, но достаточно видная роль. В связи с отсутствием в опере фантастического элемента здесь нет чисто живописных по своим художественным задачам оркестровых эпизодов. Вместе с тем ор­кестр активно участвует в музыкальном развитии. Он поддержи­вает и дополняет вокальные партии, нередко раскрывает и углуб­ляет психологическое действие в самостоятельных оркестровых эпизодах (увертюра, антракты, симфоническое интермеццо).

На исходе XIX века «Царская невеста» завершила эволюцию жанра лирико-психологической оперы в русской оперной школе. Вновь обратившись (после «Псковитянки») к творчеству Мея, Римский-Корсаков создал произведение историко-бытового харак­тера, «род оперы—исторического романа», как метко определил жанровое своеобразие «Царской невесты» Б. В. Асафьев

Комментирование закрыто.