« | Главная | »

Реприза

Опубликовал Художник | 23 августа 2010

Реприза служит продолжением непосредственно переходящей в нее разработки. Главная партия появляется в тональности суб­доминанты (соль минор), она сокращена и динамизирована по­средством имитационного развития темы. Необычна и доминанто­вая тональность (Ля мажор) репризы побочной партии, хотя в остальном она изложена так же, как и в экспозиции. Модуля­ция в главную тональность ре минор приводит к большой коде — второй разработке (см. клавир, цифра 9). Начало коды анало­гично первым тактам разработки. Затем в одноименном с главной тональностью Ре мажоре проходит тема побочной партии (см. клавир, цифра 10). На этот раз она приобретает напряженно-дра­матический характер. Оркестровая фактура ее более плотна, усложнена каноническими сплетениями голосов и обогащена введе­нием медных инструментов. В следующем разделе коды (см. кла­вир, цифра 11) мотивы главной партии превращаются в сплош­ной и бурный поток, среди которого выделяются два мощных «взрыва». Они подчеркнуты стремительным нарастанием силы звука до Ш, неожиданными сдвигами в до минор и си минор Появление этого музыкального образа служит генеральной. Здесь введен минорный септаккорд в положении септимы — лейт-гармония царя Ивана из «Псковитянки

Драматической кульминацией увертюры, переломным моментом музыкального развития. Вслед за тем звучность стихает, и на фоне мягко колышущейся фигурации возникает обаятельно неж­ная, умиротворенная по настроению мелодия — тема арии Марфы из четвертого действия. Увертюра заканчивается в идиллически светлых тонах, составляющих глубокий контраст с драматическим характером большей части сонатного аллегро.

Комментирование закрыто.