« | Главная | »

Увертюра

Опубликовал Художник | 23 августа 2010

Увертюра вводит в драматическую атмосферу оперы, передает в обобщенно-симфоническом плане ее основную драматическую коллизию: роковое вмешательство насилия и зла в жизнь простых людей. В увертюре противопоставлены образы светлые, лириче­ские и сумрачно тревожные, даже зловещие. Первые музыкально-тематически связаны с Марфой, вторые — со сценами, в которых выступает опричнина как атрибут и символ царской деспотиче­ской власти.

Увертюра написана в сонатной форме, особенностью которой является наличие чрезвычайно обширной и драматургически важ­ной коды при весьма небольшой разработке. Экспозиция постро­ена на контрастных темах. Главная партия (ре минор), непосред­ственно переходящая в связующую, носит стремительный и возбужденный характер. Тема ее, возникающая из энергичной квартовой попевки, интонационно родственна народной подблюдной песне «Слава на небе солнцу красному» из хора опричников пер­вого действия (см. пример 70 а). Развитие ее дважды приводит к тревожным возгласам медных инструментов (пример 70 6), тоже связанным с образом царской опричнины; эта фанфара зву­чит в народной сцене второго действия при появлении оприч­ников

Побочная партия (Фа мажор) — женственно-лирическая, пе­вучая и светлая — интонационно близка к музыкальной характери­стике Марфы. Она проникнута народно-песенными оборотами и отличается мягким, переливчатым ладовым колоритом; в ней че­редуются мажорные и минорные тональности (Фа мажор — соль минор, Си-бемоль мажор — си-бемоль минор)

Небольшая энергичная разработка представляет собой поли­фоническое и тонально-регистровое развитие материала главной — связующей партии. Беспокойный характер разработки подчерки­вается неожиданным сопоставлением тональностей, располагаю­щихся по звукам уменьшенного септаккорда: си-бемоль минор — Ре-бемоль мажор (сменяется до-диез минором) — Ми мажор (минор) — Соль мажор (минор).

Комментирование закрыто.