« Фигурационное варьирование | Главная | Достижения фортепианного искусства »
Другие пьесы — токкатина Бабаджаняна
Опубликовал Художник | 12 сентября 2009
Иные пьесы сочетают в себе состояния удалого веселья и стихийной, «дикой» стремительности. Такова токкатина Бабаджаняна.
Наиболее задушевно глубокие, «личные» мысли высказываются особо сдержанно, словно про себя. К фортепианной музыке могут быть отнесены и слова Е. Мравинского, адресованные всему творчеству Шостаковича. «Да, Шостакович беспощаден, резок, смел в обличении зла. И он целомудренно робок и стыдлив, когда надо сказать о личном, сокровенном, потаенном… Его лирика раскрывает себя в немногих скупых штрихах, в намеках».
Лирические образы
Специфичность сегодняшнего дня особенно ярко ощущается при сравнении с лирическими образами таких русских композиторов, как Чайковский, Рахманинов, Скрябин (ранний) с их «половодьем чувств». В частности, в фортепианной литературе сейчас почти совсем нет проявлений многогранной сферы любовных чувств, пылкости, восторженности, страстной приподнятости. Поиски новой лирики идут в ином направлении. Чем они интересны?
Светлым лирическим чувством с оттенком какой-то робкой, целомудренной нежности проникнута прелюдия соль мажор Щедрина. Тихое, чистое настроение во многом создается плавным ритмическим движением в медленном темпе, мягкой динамикой с едва заметными усилениями звучности. Темповые сдвиги придают пьесе характер мечтательной импровизации.
Комментирование закрыто.