« 1969. Октябрь. 50–летие советских войск связи | Главная | Отличительная черта Прокофьева »
Богатый опыт прошлого
Опубликовал Художник | 9 сентября 2009
Будучи убежденным новатором, Прокофьев в то же время не прошел мимо богатого опыта прошлого. В чем-то он порою соприкасается с ним. Так, образная сфера «Детской музыки» иногда обнаруживает близость к настроениям, пронизывающим «Детский альбом» Чайковского («Утро», отчасти «Тарантелла»), к тонкому психологизму шумановского альбома («Раскаяние»). Но своеобразие прокофьевского стиля не тускнеет от этих «соприкосновений».
В свою очередь, творчество Прокофьева оказало заметное и плодотворное влияние на развитие советской и зарубежной музыки для детей. Многие композиторы творчески развивают прокофьевские традиции. Это относится и к интересующему нас жанру детских фортепианных пьес. Разумеется, речь идет не о примитивном «фотокопировании» прокофьевских выразительных приемов, а о творческом раздвижении границ образности, отражении широкого круга интонаций, в особенности о смелом художественном осмыслении разнородных современных интонаций фольклора и профессиональной музыки (частушек, пионерских песен, танцевальных жанров и т. д.), расширении жанровой палитры и сюжетной тематики, смелом обновлении фортепианных приемов, и т. д. Здесь должны быть упомянуты многие пьесы Ан. Александрова, Шостаковича, Кабалевского, Разоренова, Вольфензона, Фрида, Пейко, Магиденко, Леденева, Денисова, Губайдуллиной, Слонимского, Цытовича и целого ряда авторов из национальных республик.
Комментирование закрыто.