« | Главная | »

Черты сонатности

Опубликовал Художник | 6 сентября 2009

Плавное движение, певучее legato в сочетании с легким staccato, придающее интермедии несколько шутливый оттенок, позволяют выделить ее в самостоятельный, четко оформленный эпизод, имеющий сходство с побочной партией в сонатном allegro. Это подтверждается и тем, что в репризе интермедия проходит в другой тональности (один из признаков сонатной формы).

Черты сонатности проявляются и в большой протяженности всей фуги и, что особенно важно, в значимости разработки и коды. В разработке, где тема проводится в далеких тональностях, есть тринадцатитактовый эпизод, основанный на мотивной разработке отдельных элементов темы. Это предыкт к репризе (такты 57-69) на середину которого и приходится кульминация всей фуги. Под-4 ход к кульминации сделан на многократном сопоставлении двух! мотивов (однотактов). Вначале решительному и грозному звучанию первого мотива отвечают жалобные интонации второго, который постепенно передвигается вверх с нарастающей силой т твердостью звучания. Освободившись, наконец, от сдерживающего начала, преодолев сопротивление первого мотива, второй достигает кульминации и лавиной обрушивается вниз с резким спадом динамики. Dimiduendo приводит к репризе, которая вся исполняется piano. И лишь первый раздел коды возвращает нас к первоначальному звучанию темы с оттенком forte.

Комментирование закрыто.