« | Главная | »

Новая фаза развития

Опубликовал Художник | 5 сентября 2009

Одноголосное начало пьесы сменяет двухголосие — к теме в правой руке присоединяется спокойный очень простой и лапидарный контрапунктирующий голос. Далее тема и контрапункт (уже измененный) меняются местами — тема звучит в левой руке, выявляя в более низком регистре новые источники выразительности. Ритмическое заполнение противосложением имеющихся в теме остановок (четверти с точкой) — основа «новизны» следующего, четвертого ее проведения — в правой руке.

Новая фаза развития — появление аккордов (точнее, главным образом двойных нот) в противосложении левой руки (пятое проведение). Это «событие» значительно, ибо здесь как бы «полифоническое направление» музыкального развития сменяется гомо-фонно-гармоническим изложением. В двух последних проведениях темы мы наблюдаем слияние двух четырехтактов в один восьми-такт. Происходит это благодаря применению гармонии шестой ступени, заменяющей тонику в конце пятого проведения темы и придающей ей на этот раз как бы характер вопроса, разрешением которого служит последняя фраза. (Интересно, что здесь, словно по-новому, в укрупненном виде преломляется характер самой темы: первые два такта — словно вопрос, вторые — его разрешение.) Столь же прост и скуп динамический план пьесы, построенный на чередовании и совмещении (при двухголосый) различных оттенков звучности piano (постоянное подчеркивание «вилочками» октавного восхождения мелодии — добавлено редакторами сборника).

Комментирование закрыто.