« | Главная | »

Третья-шестая пьесы крестьянских песен

Опубликовал Художник | 29 августа 2009

Пятая пьеса — Скерцо, являющаяся контрастной серединой цикла, шутливо грациозна. Своеобразная артикуляция, забавные острые акценты, форшлаги, переброска левой руки через правую — все это подчеркивает юмористичность народного текста и переводит музыку в сферу фантастических грациозных образов. Композитор использует четыре строфы песни и каждый раз дает вариантное обрамление темы.

Третья часть — шестая пьеса — Баллада (тема с вариациями) снова возвращает к эпическому началу. Здесь в диатоническом напеве применен встречающийся в венгерской песне размер 7/8 (с группами 2 + 3 + 2). Инисонная тема в дорийском ладу, изложенная октавами, в темпе Andante напоминает хоровые запевы низких мужских голосов. Музыка первой вариации ассоциируется с мягко звучащими высокими женскими голосами, сопровождаемыми плавной одноголосной фигурацией с задержанными басами. Следующая вариация похожа на инструментальную интермедию с арпеджированным звучанием темы. В среднем разделе пьесы ритм свободный, с частыми переменами метра. В заключении баллады (Maestoso) фактура становится более густой, и в коде наступает кульминация всего песенного раздела.

Комментирование закрыто.