« МАЗАЧЧО (1401-1428) | Главная | Чон Сон (1676—1759) »
Опубликовал Художник | 24 ноября 2012
Д. А. СИКЕЙРОС (Т 896-1973)
Сикейрос был младшим из трех выдающихся мексиканских художников XX века, он был моложе Ороско и Риверы. Всех троих тесно сплачивала крепкая дружба друзей-единомышленников, участие в возрождении национального мексиканского искусства, увлечение монументальными формами живописи, служение своему народу во имя его просвещения, счастья, свободы, лучшего будущего.
Сознание глубокой ответственности перед людьми заставляло Сикейроса неоднократно изменять живописи ради общественного поприща, дипломатических или военных дел, становиться солдатом, профсоюзным лидером, бороться и расплачиваться за свои убеждения тюрьмой.
Будучи подлинным интернационалистом по духу, коммунист Сикейрос принимал самое активное участие во многих событиях XX века. Страстная заинтересованность в судьбах мира лежит в основе его искусства. Художник был наделен неистощимой творческой энергией, ярким артистическим темпераментом. Живописью он увлекся подростком. Проучившись в Национальной подготовительной школе, он с 1911 года стал посещать вечерние классы Академии Сан Карлос в Мехико.
Его бунтарский пыл дает себя знать уже в юношеские годы — он активно участвует в студенческих волнениях. В период гражданской войны Сикейрос вступает в ряды революционной армии и за два года проходит путь от солдата до члена главного штаба генерала Диегеса. В 1919 году Альваро Сикейрос был послан в Мадрид в качестве военного атташе мексиканского посольства. Но за революционную речь, произнесенную в клубе анархистов, его высылают из Испании. Он путешествует по Италии, изучая художественные сокровища страны, особенно привлекают его произведения мастеров эпохи Возрождения.
Он едет во Францию, где происходит его знакомство с Диего Ривера и художниками парижской школы. Возвратившись в Мексику, Сикейрос с увлечением отдается творчеству. Он получает заказ на роспись интерьера Национальной подготовительной школы. Па стене он рисует аллегорическую фигуру Революционного отечества в окружении представителей народа. Он обуреваем творческими идеями. Для их воплощения Сикейрос избирает единственно возможный для него язык широких символов, вместе с тем понятных и близких народным массам. В его живописи возникают образы, порожденные народной фантазией, но получившие как бы второе рождение.
Период активной политической деятельности и затем репрессий, скитаний в чужих странах надолго прерывает творческую работу художника в области монументальной живописи, к которой он чувствовал особое призвание. В 1932 году, уже в Лос-Анжелосе. Сикейрос получает заказ на роспись стены в Центре Искусства. Фреска была названа им «Трагическая Америка». Используя систему символов, Сикейрос добился ясного, почти плакатного агитационного донесения своей идеи до зрителя. Однако в самих этих близких старому мексиканскому искусству символах есть таинственная недосказанность, зашифрованность смысла, присущие в большой степени этому искусству.
При работе Сикейрос использовал нанесение красочного слоя при помощи аэрографов. Краску затем он обрабатывал кистью. Основополагающим принципом его росписи становится нахождение и установление тесного взаимодействия и контакта между композицией и зрителем, но не статичным созерцателем, а динамичным — движущимся вдоль стены.
В связи с вынужденными переездами из страны в страну, Сикейрос долго не получал больших заказов, выполняя лишь станковые картины. В тридцатые годы было организовано несколько выставок художника. Интересно, что в станковых вещах у него наблюдаются чисто монументальные решения, преобладают крупные обобщенные формы, требующие рассмотрения с известного расстояния, как и монументальные работы.
В 1936 году Сикейрос едет в Испанию. Он командует танковым подразделением под Мадридом, затем возглавляет одну из интернациональных бригад. В 1939 году в Мексике художнику предоставляется возможность покрыть росписью интерьер клуба профсоюза электриков, которую он использует ради воплощения широкой агитационной те мы, Ему помогают товарищи по войне в Испании — Хосе Рено, Антонио Пухоль, Луис Ареналь. Основные символические образы, составляющие «Портрет буржуазии». — империализм, нацизм, война и революция. Символы Сикейроса претерпевают явное изменение: теперь он ищет не емкий, все в себя вбирающий знак, а формы и образы, близкие к реальности, данные в действии.
Вообще, характернейшей чертой его художественного метода нужно считать крайний, неистовый динамизм образов, которого он достигает совершенно неожиданными ракурсами гипертрофированных форм. Сопоставления планов, разномасштабность изображения создают в произведениях Снкенроса ощущение совершенно особого пространства, насыщенного эмоцией («Автопортрет»*). В 1945 году художник был всецело захвачен работой над росписью для Дворца Искусств в Мехико. Сначала он предполагал посвятить ее теме Жизни и Смерти. но вскоре композиция приобрела ярко выраженный общественный пафос. Он назвал ее «Новая демократия». Символ демократии XX века дан в образе мощной женщины, разрывающей цепи с мучительным, но страстным усилием.
Второй этап работы во Дворце Искусств относится к 1951 году. Героем росписи стал Куатемак — индейский юноша, замученный испанскими конкистадорами, последний вождь ацтеков. Его воскрешение трактуется Сикейросом как символическое возрождение духа борьбы всех свободолюбивых мексиканцев.
Наряду с монументальной живописью в творчестве Сикейроса большую роль начинает играть портрет, особенно после выставки его работ в 1947 году. Художник пишет целую серию портретов представителей мексиканской интеллигенции.
На протяжении всего творческого пути Сикейрос экспериментировал смело и даже дерзко. Он много работал над выразительностью фактуры, пробовал новые краски, основы. Так, росписи в вестибюле Госпиталя де ла Раса в 1954 году выполнены на картоне из стеклянного волокна новой синтетической краской — винилитом, медленно сохнущей, но дающей плотную и прочную красочную поверхность. В этом же произведении Сикейрос осуществляет свой принцип динамического развития композиции по мере движения зрителя вдоль нее. Особой концентрированной силы выражения замечательный мастер добивается в росписи вестибюля Онкологической клиники, тема которой — «Апология будущей победы медицинской науки над раком». Народные массы и врачи окружают жертву болезни — обнаженную женщину, лежащую под облучающим аппаратом.
Последние годы Сикейрос работал вместе с группой художников, осуществляя свою идею тесного сотрудничества и коллективного художественного творчества. Определяя свое творчество, художник писал: «Новый реализм — это в значительной мере форма неоромантизма, своего рода новая лирика». Признание высоких заслуг Давида Сикейроса перед лицом всего прогрессивного человечества выразилось в присуждении художнику в 1967 году Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».
Литература: Л. Жадова. Монументальная живопись Мексики. М., 1965
Комментирование закрыто.