« | Главная | »

К. БАБА (Род. 1906 г.)

Опубликовал Художник | 24 ноября 2012

В произведениях Корнелну Баба видна большая культура живописи, и это отчасти можно объяснить его происхождением из семьи художника. Но, кроме того, конечно. Баба проявляет специальный, пристальный интерес ко всем тонкостям своей профессии живописца. Баба родился в городе Крайове, получил образование в Академии изящных искусств в Яссах, где учился у живописца Н. Тоницу. Вскоре после окончания Академии (1938) картины молодого художника принимают на выставки в Бухаресте.


Главные герои произведений Баба — крестьяне, он изображает их неспешные трапезы, возвращение с полевых работ или сон, сморивший тяжело утомленных людей.
Художник ничего нарочито не подчеркивает, не заостряет в своих картинах. За бесхитростностью показа жизни и как бы лишенной эмоциональности авторской позицией скрыта тщательная продуманность композиции, глубокая выношенность картинного образа.

Полотна Баба пронизаны правдой жизни. Если вдуматься, сюжеты произведений художника лишены событийности. В его картинах главное — состояние, в котором пребывают изображенные люди. Время для них как будто нарочно замедлило свой бег, и поэтому характеры персонажей предстают в своих основных, отстоявшихся чертах. Иной раз созерцательность имеет внешний повод: размышление над шахматной доской («Шахматный игрок», 1948), усталость после нелегкой работы («Сон», 1959; «Отдых в поле», 1954), меланхолическая задумчивость позирующего перед портретистом старого человека («Коллекционер К. X. Замбакчиан», 1957). Но чаще это спокойное созерцание, в котором растворяется представление о времени.

В композициях Баба нет деталей, которые свидетельствуют об отошедших в прошлое мгновениях или содержат намек на будущее. Так, ритм певучих, плавных линий объединяет фигуры в картине «Семья» (1963), и этим художник дает зрителям почувствовать как крепки и гармоничны отношения людей — жены, мужа и дочки, — ничего о них не рассказывая с помощью деталей обстановки. Баба изображает группу крестьян, возвращающихся с работы («Крестьяне», 1958, фрагмент*), но не дает ни одной вехи, отмечающей их путь в поле. Опять никакого внимания рассказу, его заменяет полновесность индивидуальных характеристик героев. И дело не в конкретных атрибутах крестьянского труда, деталях, бытовых черточках, хотя их точность имеет большое значение, вносит свою долю в полноту характеристики. Очень важна композиция, раскрывающая человеческие взаимоотношения внутри этой группы людей и их отношения с миром. Социальная характеристика ненавязчива, она в подтексте картины.

Баба известен не только как мастер больших полотен, но и как выдающийся портретист. Его многочисленные изображения представителей румынской интеллигенции (портреты писателей М. Садовяну, М. Сорбула, поэта Т. Аргези, артистки Л. Струза-Буландра в роли Вассы Железновой, автопортреты), портреты крестьян и шахтеров соединяют в себе анализ характера с раскрытием значительности внутреннего мира изображенных людей. Большой интерес представляют и графические произведения художника — его рисунки, его книжные иллюстрации (в частности, иллюстрации к роману М. Садовяну «Михай Кокор»), Заслуженный мастер искусства Румынской Народной Республики Баба получил широкое признание и за пределами своей страны. Он избран почетным членом Академии художеств СССР.

Комментирование закрыто.