« | Главная | »

Л. КЕРИМОВ (Род. 1906 г.)

Опубликовал Художник | 24 ноября 2012

Лятиф Гусейн оглы Керимов — советский азербайджанский художник-ориаменталист, народный художник Азербайджанской ССР, лауреат Государственной премии 1950 года, крупнейший мастер ковроделия. Творчество Л. Керимова последовательно отражает основные этапы развития декоративного искусства Советского Азербайджана.


Л. Керимов родился в городе Шуше Елизаветпольской губернии. В 15 лет начал работать в ковровых мастерских, в 24 года создал первые самостоятельные композиции орнаментальных ковров, а в 29 лет уже руководил бакинской ковровой мастерской, в которой по эскизам мастера и под его руководством было создано множество орнаментальных сюжетных ковров.

Уже в ранних произведениях Л. Керимова четко определились художественные устремления мастера — создание оригинальных декоративных композиций на основе творческого переосмысления и вместе с тем сохранения традиций народного азербайджанского и классического иранского орнамента (ковер «Афшан», 1932). Он строит свои произведения на гармоничном сочетании так называемого основного геометрического и заполнительного растительного орнамента, черпая вдохновение в многообразии форм самой природы.

Несмотря на всю сложность орнаментальных переплетений, богатство и разнообразие растительных мотивов, предельную цветовую насыщенность, его композиции легко «читаются». Новаторские тенденции творчества Л. Керимова наиболее ярко проявились в работе над тематическими и портретными коврами, которых до советского времени не знали азербайджанские ковроделы.

Начиная с 1930 годов художником были созданы ковер «Ленин» (1936, Музей искусств им. Р. Мустафаева в Баку), серия портретных ковров, посвященных юбилеям классиков восточной литературы и поэтов Азербайджана («Фирдоуси», 1934; «Руставели»*, 1937; «Насими», 1972; «Физули», 1937), тематические ковры на сюжеты поэм Низами (1940—1947 годы), тематические юбилейные ковры, среди которых наиболее известен посвященный 800-летию Москвы (1947), портретные ковры, посвященные советским космонавтам Ю. Гагарину (1960-е годы), В. Терешковой (1970).

Керимов отдал свое творчество не только искусству ковроделия. Ему принадлежит немало работ в области архитектурного декора (оформление павильона Азербайджанской ССР на ВСХВ в Москве, 1939; эскизы и шаблоны для интерьеров музея Низами в Баку, 1940—1947 г.), ювелирного искусства, народных вышивок, фарфора. На персональной выставке художника в Москве еще в 1954 году было представлено более 300 работ.

Большое место в творчестве Керимова занимает научно-исследовательская и преподавательская работа. За работу «Азербайджанский ковровый орнамент» Керимову присвоена ученая степень кандидата искусствоведения. Им создан получивший мировую известность монументальный труд «Азербайджанский ковер». В течение многих лет Керимов преподает в Институте искусств в Баку, подготавливая кадры художников-орнаменталистов, а также заведует отделом декоративно-прикладного искусства Института архитектуры и искусства АН Азербайджанской ССР.

Большая роль принадлежит Керимову в собирательстве, музейном коллекционировании и систематизации художественного наследия азербайджанского коврового искусства. В результате этой работы в 1972 году в Баку был открыт Музей ковра.

Литература: М. Т а р л а н о в. Л. Керимов. М., 1955.

Комментирование закрыто.