« | Главная | »

Е. И. КОСС-ДЕНЬШИНА (Род. 1901 г.)

Опубликовал Художник | 24 ноября 2012

В городе Кирове (бывшей Вятке) живет удивительный самобытный художник Косс-Деньшина, один из тех народных мастеров, талантом которых прославился старинный художественный промысел в слободе Дымково. Из этой слободы по всей России расходились и распространяются по сей день весело расписанные глиняные игрушки.


Екатерина Иосифовна Косс, дочь петербургского столяра-краснодеревщика, попала в Вятку в начале 20-х годов, став женой местного художника А. И. Деньшина. Начала она приобщаться к искусству, расписывая литографии для альбома игрушек, изданного Деньшиным, который много лет своей жизни отдал изучению и популяризации вятских игрушек, затем занялась росписью самих игрушек, а в начале 40-х годов сама стала не только расписывать, но н лепить игрушки.

В то время это был единственный случай в истории дымковской игрушки, когда ее секретом овладел не потомственный дымков- чанин. Став самостоятельным мастером, Косс-Деньшина много искала и размышляла, пытаясь расширить круг тем и сюжетов вятской игрушки, усовершенствовать технологию ее производства. Из поколения в поколение дымковские игрушки лепятся по одному и тому же способу. Сначала из гончарной глины с примесью песка месится «тесто», из него делаются шарики, а из шариков раскатываются «блины». А уж из «блинов» вылепливается основная форма игрушки: юбка для «няньки», туловище для «коня». Отдельно лепятся кокошники «дам», ведра «водоносок», фартуки, руки, подставки, гривы, петушиные хвосты… Все эти детали водой прилепливаются к основной форме, и швы сглаживаются мокрой тряпочкой Потом игрушка сохнет. А затем ее надо обжечь.

Уже сами скупые приемки лепки определяют условность и предельную обобщенность пластической формы. Монолитная нижняя часть и легкий верх — так чаще всего членится игрушка. Мелкие детали — шляпы, оборки —обогащают игрушку узорной лепкой Поэтому силуэт дымковской игрушки, несмотря на обобщенное решение, орнаментален, рассматривать ее интересно в любых ракурсах. И хотя процесс лепки одинаков — детали, а затем и роспись делают каждую игрушку неповторимой.

Непосредственные истоки дымковской игрушки лежат в когда- то очень богатом искусстве на родной бытовой росписи Вятского края. Сейчас в этих местах уже не делаются расписные деревянные столы и сундучки или ткани с яркой чудесной ручной набойкой. Только вятская глиняная игрушка донесла до нашего времени всю первозданную прелесть и красоту древнего народного творчества.

Живописная обработка игрушки начинается с побелки. Растворенный в молоке мел образует на поверхности игрушки прочный грунт, отличающийся ослепительной белизной. На этот ровный фон наносится гуашью яркая многоцветная роспись. Сверху для блеска ее покрывают яичным белком. Иногда на игрушки наклеиваются маленькие ромбики сусального золота. Таким образом, многокрасочность росписи обогащается разнообразием фактуры самой поверхности. Роспись также имеет свои строго определенные приемы. На белом фоне выписываются яркие круги и овалы разной величины; отдельные летали закрашиваются сплошной краской; широкие поверхности покрываются прямыми или кривыми пересекающимися линиями, образующими цветной геометрический узор. Остающаяся незакрашенной часть фона вносит дополнительный белый цвет и создает впечатление иной фактуры. Условно-декоративная роспись дымковской игрушки находится в полном соответствии с ее обобщенной и лаконичной формой.

Помимо традиционных «барынь»*, «кормилиц», «водоносок», «всадников», «гусаров», фантастических животных и птиц, Косс- Деньшина создает и многофигурные композиции, вкладывая в них огромную фантазию и мастерство. В этих композициях художница передает народный характер обычаев н праздников, бытовавших на древней Вятской земле: «Вятская ярмарка», «Масленица», «Базар игрушек», «Свистунья» — вот их названия. В центре «Свистуньи» — веселая ярмарочная карусель с «диковинными фигурами», вокруг — разные торговцы, балаганщик с петрушкой, поводырь с медведем, сплетницы, любопытное семейство, остановившееся перед продавцом браги. Эта пестрая толпа создает радостное ощущение весеннего многоцветного народного праздника. Кажется, что только вятские игрушки и могут передать это ощущение.

Смело скомпонованные по цвету, все отдельные сценки дополняют одна другую. «Свистунья» и сама по себе может быть школой дымковского орнамента Большим вкусом и изобретательностью отличаются выполненные Косс-Деньшиной декоративные панно с рельефами на вятские сюжеты. Они задуманы как настенные украшения в жилом помещении. Это очень удачный опыт расширения привычного ассортимента. Ясно, что при всей самобытности и традиционности вятской игрушки здесь возможны новые поиски, новые решения, новые творческие удачи.

Косс-Денышша успешно использует традиционный орнамент вятской игрушки в других видах искусства: по ее эскизам были выполнены костюмы для танцевального ансамбля, создаются новые декоративные ткани. Художница — постоянная участница всесоюзных и международных выставок; неизменным успехом пользуются ее персональные выставки и в Москве, и в Ленинграде, и в Кирове. В 1967 году Косс-Деньшиной было присвоено звание лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина.

Литература: Л. Дьяконов Дымковские глиняные расписные. Л., 1965.

Комментирование закрыто.