« П. В. МИТУРИЧ (1887—1956) | Главная | Р. П. БОННИНГТОН (1801-1828) »
А. Й. ЖМУЙДЗИНАВИЧЮС (1876-1966)
Опубликовал Художник | 24 ноября 2012
Новый и сравнительно небольшой Каунасский музей, в котором экспонируются работы Антанаса Йоно Жмуйдзинавичюса, довольно быстро завоевал популярность. Здесь выставлены пейзажи, картины, акварели художника, прожившего долгую и интересную жизнь, и собранная им коллекция. Она в основном состоит из произведений чаще всего безымянных народных мастеров (больше всего в ней вырезанных из дерева «чертей» — злых и веселых, озорных и грустных).
Эти два увлечения — профессиональная живопись и собирание изделий народного ремесла — не спорили между собой, одно дополняло другое. Ведь Жмуйдзинавичюс принадлежал к числу тех живописцев, деятельность которых способствовала возрождению художественной жизни в Литве в первые десятилетия нашего века и которые открывали одновременно красоту и ценность народного искусства. 9 января 1907 года в Вильнюсе открылась первая национальная художественная выставка. На ней были показаны и работы Жмуйдзинавичюса. Он был одним из ее организаторов и первым (бессменным до 1934 года) председателем Литовского художественного общества.
У Жмуйдзинавичюса за плечами имелась хорошая и, главное, разносторонняя профессиональная подготовка — три года в художественной школе Е. Золотарева в Варшаве и затем год в студии крупного польского реалиста В. Герсона, парижские академии Колоросси и Витти, где занятия вел очень популярный тогда мастер испанец Э. Англада. Однако своеобразие творчества Жмуйдзинавичюса нельзя целиком понять, не учитывая того влияния, которое имели на литовских художников той поры идеи Чюрлениса. Жмуйдзинавичюс, как и Чюрленис, — романтик, хотя его «романтизм» и нес гораздо меньшую философскую нагрузку, чем произведения великого современника. Художника интересовала и жизнь простых людей, но прежде всего он стремился, чтобы произведение воспринималось как некая поэтическая метафора; Жмуйдзинавичюс был склонен к символическим решениям, интересовавшим, и многих других живописцев и поэтов Литвы. Естественно, что эти устремления подсказывали ему порой решения обобщенного характера.
Творчество мастера отличается определенной цельностью. Жмуйдзинавичюс в первую очередь художник-пейзажист, влюбленно воспевавший литовскую природу. Интимная поэзия, тонкие лирические переживания чужды его патетической, мажорной живописи. Он восхищен красотой родной природы. В его полотнах она величественна и могуча, как в легенде («Дюны в Паланге»*, 1931). Этот эпический момент определяет в его работах панорамное, как в академической живописи прошлого века, построение пейзажа. Но литовские исследователи отмечают и известную противоречивость творческого подхода Жмуйдзинавичюса к задачам живописи Величественность иногда подменялась велеречивостью, патетика — риторичностью, красота — слащавостью, а восторженность чувств — сентиментальностью. Так порой незаметно для самого себя мастер впадал в салонность.
Борец за формирование самостоятельной художественной школы, он испытал в 20-е годы, во времена «сметоновской республики», и влияние националистической буржуазной идеологии, сказавшееся особенно в заказных, официальных, идиллически приукрашенных работах… Жмуйдзинавичюс писал в разных районах Литвы, но особенно любил он Балтийское побережье. Казалось бы, сама природа здесь создана для его композиций. Море встречается с небом в безбрежности, бесконечности, и, как сказочные, живые, движущиеся горы, поднимаются дюны («Дюны в Ниде»*).
Многие из его пейзажей посвящены Неману (в Литве его называют Немунас): «Немунас перед грозой» (1912), «Воспитанники Немунаса» (1927) и др. В послевоенный период старый уже художник работал очень продуктивно. Он продолжал свою педагогическую деятельность, выступал почти на всех крупных выставках. Жмуйдзинавичюс стал одним из первых литовских мастеров, обратившихся к новой советской тематике. В 1948 году им было написано полотно «Лес— государству», а в 1950—1960-е создан цикл пейзажей «Здесь будет Каунасское море». Жмуйдзинавичюс был первым из литовских художников удостоен звания народного художника СССР и избран в члены-корреспонденты Академии художеств СССР.
Литература: Аитанас Жмуйдзинавичюс. Вильнюс, 1967.
Комментирование закрыто.