« | Главная | »

Ф. КРЕМЕР (Род. 1906 г.)

Опубликовал Художник | 23 ноября 2012

Скульптурные монументы Кремера вписаны в пейзаж современной Европы суровой рукой истории. Их содержание связано со второй мировой войной, с войной против фашизма, которая отняла у человечества миллионы жизней не только на полях сражений, но и в страшных лагерях смерти. Совершенные фашизмом преступления против человечности переполнили гневом и болью сердца современников, и тогда возникла потребность отдать должное памяти жертв нацистского террора. Этой благородной задаче посвятил свое творчество известный немецкий художник Фриц Кремер.


Созданные им памятники и мемориальные ансамбли воздвигнуты на месте концентрационных лагерей в Германии, Австрии, Польше. Используя язык символов, имеющий в искусстве огромные традиции, Кремер находил сжатую, концентрированную форму для воплощения возвышенных и трагических, скорбных и гневных образов, понятных всем. Так, по проекту Кремера был установлен гранитный обелиск в Маутхаузене.
На его вершине укреплено позолоченное бронзовое сердце, внутрь которого вставлена книга с именами всех погибших в концентрационном лагере французов. Этот монумент получил название «Сердце Маутхаузена». Иное пластическое решение памятника было предложено Кремером, проектировавшим вместе с архитектором Шютте мемориальный ансамбль на Центральном кладбище в Вене. Расположив плиты с именами погибших австрийцев, жертв фашистского террора, на разных уровнях мемориала, авторы организовали путь траурных манифестаций в мерном, торжественном ритме.

Отдавая дань скорби, надо было укрепить в людях веру в светлое будущее. Решая эту задачу, Кремер расставил, как вехи, на траурном пути по кладбищу три аллегорические фигуры. Это «Скорбящая», «Обвиняющая» и «Освобожденный человек». В образе освобожденного человека трагические переживания сплавлены с более активным жизнеутверждением. Этот образ рождает надежду на то, что поколениям людей, избавленным от фашизма, предстоит жить в новом, нравственно чистом мире.

Когда в 1951 году Союз жертв нацистского режима объявил конкурс на памятник и мемориальный ансамбль «Сад чести и почета» в Бухенвальде, Кремер выступил со своим проектом и получил первую премию. Скульптура посвящена борцам сопротивления фашизму, которые организовали в лагере подпольный комитет, сумели тайно скопить оружие и в мае 1945 года оказали вооруженное сопротивление гитлеровской охране, имевшей приказ уничтожить большую часть заключенных. Кремер исполнил композицию из одиннадцати отдельно стоящих фигур. Они объединены между собой пространственно-пластическими связями, однако в композиции нет повествовательно развитого сюжета, нет какого-то единого действия, события. Образный замысел Кремера овеян тем духом мужества и героической решимости бороться с фашизмом до последней капли крови, который пронизывает собой знаменитую клятву, принятую героями Бухенвальда: «Клянемся уничтожить фашизм до основания и построить мир свободы».

Одиннадцать фигур кремеровского памятника — это одиннадцать узников Бухенвальда с печатью лагерного ада, для которых прозвучали слова клятвы. Каждый персонаж задуман скульптором как носитель одного, определяющего характер качества. Здесь есть глашатай клятвы, есть знаменосец, есть вооружившиеся бойцы, но есть и колеблющийся, сомневающийся. Здесь поднял руку тот, кто призывает всех объединиться, и падает другой, не потерявший, однако, веры в правоту своего дела (фрагмент).

Для героев Кремера клятва — тот же нравственный экзамен. Кремер поставил своих героев перед клятвой как перед нравственной проверкой. Философские обобщения, лежащие в основе образа памятника в целом, придают ему интеллектуальную глубину.

Другим выдающимся произведением Кремера явился монумент, носящий название «О, Германия, скорбная мать» (1967), установленный в немецком секторе мемориального кладбища в Маутхаузене. Образ Германии, как его решил скульптор, чрезвычайно сложен, он воплощен в символической фигуре женщины с клеймом на лбу. Позорные, преступные десятилетия немецкой истории, связанные с фашизмом и приведшие к трагическим последствиям для мировой истории и для самой Германии, не должны быть забыты, считает скульптор. Но это не страна без будущего Размышления Кремера — философа и историка — не носят риторического характера. Они получили художественное претворение в образе сдержанном и внутренне очень драматичном.

Надо сказать, что образ Германии в памятнике, созданном Кремером, перекликается с образом литературным, созданным Бертольдом Брехтом в стихотворении «Германия». Оно было написано поэтом в 1933 году, когда фашизм, пришедший к власти, уже показал свой звериный оскал. Кремер, с глубочайшим уважением относящийся к творчеству Брехта, создал графический цикл на тему этого стихотворения еще в 1959 году. Он снова вернулся к строкам стихов, работая над памятником для Маутхаузена: их можно прочесть на каменных плитах рядом со статуей Германии.

Духовная близость антифашистов получила убедительное выражение в портрете Брехта, исполненном Кремером. Глубокое проникновение в мир поэта, который всегда чувствовал себя ответственным за судьбы человечества, придает произведению Кремера значительный и исторический смысл.

Литература: Фриц Кремер. Творческий путь немецкого скульптора. М., 1960.

Комментирование закрыто.