« | Главная | »

П. П. АЛЕКСАНДРАВИЧЮС (Род. 1906 г.)

Опубликовал Художник | 23 ноября 2012

Искусство скульптуры в Литве издавна очень любимо народом, и потому не удивительно было до недавних пор увидеть на сельском кладбище или у заросшей лесной дороги словно дошедшие из глубины веков деревянные статуи, выполненные безвестными народными мастерами. Многие из профессиональных литовских скульпторов сознательно обращались и обращаются к традициям народного творчества.
Но наряду с таким «фольклорным» направлением, в национальной скульптуре уже в XX веке появилась тенденция тяготения к классическим традициям, к пластике, обращенной- к окружающей жизни. Свое глубокое художественное воплощение она получила в творчестве одного из самых популярных скульпторов республики, незаурядного мастера психологического портрета Пятраса Александравичюса.


Любовь к строгой реалистической форме, умение внимательно анализировать натуру Александравичюс воспринял от своего учителя Ю. Зикараса, у которого он пять лет занимался в Каунасской художественной школе (1928— 1933). Сразу же после окончания школы Александравичюс начал выступать на выставках и довольно быстро, уже в предвоенные годы, занял заметное место в литовской художественной культуре. Его творчество развивалось в двух параллельных и вместе с тем взаимосвязанных тематических -руслах. Он работает и над портретами, и над композиционной скульптурой, в том числе для архитектурных сооружений и памятников.

Портреты, исполненные в разное время Александравичюсом, как это нередко бывает у профессиональных портретистов, — не только рассказ о людях, но и своеобразный автопортрет самого художника, итог его размышлений о жизни. В портрете графика И. Кузминскиса (1941) Александравичюс добивается почти классической ясности и точности, чем обусловлен и выбор материала (бронза). Здесь скульптор органично сочетает тонкость психологического анализа с обобщенностью художественного языка. Напротив, в широко известном скульптурном изображении народной писательницы Ю. Жемайте (1950) мы видим совершенно другой подход.

Александравичюс неспешно «рассказывает» зрителю о характере писательницы, «описывает» подробно ее облик, чем-то напоминающий простых крестьянок, поющих вечерами грустные протяжные песни и сказывающих чудесные сказки об Эгле-королеве ужей, В этом детальном скульптурном рассказе чувствуется подлинное уважение художника к своей героине, когда каждый, самый, казалось бы, незначительный штрих характера становится важен. Искренняя «отдача» выделила статую Александравичюса среди множества произведений того времени в которых повествовательность граничила с натурализмом, а рассказ носил характер инсценировки.

В портретах работы 60-х — 70-х годов Александравичюс вновь обращается к языку художественных обобщений, соединенному, как и прежде, с точной передачей облика героя. Таковы портреты поэта Э. Межелайтиса (1963), скульптора Ю. Кедайниса, режиссера Паневежского театра Ю. Мильтиниса* (1972), дающие ощущение масштаба личности изображенных. Но Александравичюс, желая добиться предельного внутреннего сходства, неназойливо выделяет наиболее, на его взгляд, типичные черты характера. Ранняя композиционная скульптура Александравичюса была отмечена медалью на Всемирной Парижской выставке 1937 года. Интересно, что и здесь мастер
часто ставит перед собой задачу передать определенное психологическое состояние человека («В раздумье», 1936; «Девочка с цветами», 1948).

В ряде своих композиций 1950—1960-х годов он ищет наиболее выразительное решение темы труда («На стройке», 1959; «Мостильщики», 1960). Александравичюс является художником, основывающим свое творчество на детальном изучении действительности. Он постоянно нуждается в притоке новых впечатлений, увлекается новыми явлениями. Он находит в окружающей повседневности неиссякаемый источник творчества.

Литература: И. Ум6расас. Пятраг Александравичюс. Вильннюс. 1961. (Резюме на русском языке).

Комментирование закрыто.