« | Главная | »

А. А. СКРИДЕ (Род. 1906 г.)

Опубликовал Художник | 23 ноября 2012

В залах Рижского музея латышского и русского искусства, может быть, и не каждый из многочисленных посетителей обязательно запомнил полотно Ария Августовича Скриде «Сдача хлеба государству». Оно скромно, неброско, хотя по-своему и выразительно. Но именно эта естественность, ненамеренная простота помогли стать этой картине в свое время (1949 год) одним из заметных художественных событий.


Дело было не в одной лишь теме — художник обращался к новому факту в жизни латышского крестьянства. За эту тему брались многие художники и в других республиках, но — решалась она зачастую как театрализованное, парадное представление, и, понятно, оставляло зрителя холодным и безучастным. Неожиданность картины Скриде заключалась в ее правдивости. Художник изображал рядовой поселок, рядовой хлебоприемный пункт, куда на подводах окрестные крестьяне привозят свое зерно. И вместе с тем написанную уверенной, сочной кистью картину Скриде и сегодня трудно упрекнуть в бесстрастном протоколизме. В ней есть искреннее волнение, любовь к крестьянскому быту. Она не была одиноким явлением в его творчестве и была написана хотя на новую, но все- таки близкую ему тему.

Скриде любит жанровую живопись, он интересный бытописатель, показывающий народную жизнь эмоционально и точно. Параллельно «Сдаче хлеба государству» он работал над полотном «Молотьба» (1949), позже написал «Заготовку силоса» (1960). Его манера по-своему связана и с традициями прошлого столетия, но в ней учтена и современная цветовая культура латышской живописи. Названные работы составляют логическое развитие искусства художника, каким оно сформировалось в 1930-е годы. В латышской живописи 1930-х годов роль Скриде весьма заметна. Он среди тех, кто утверждал как главные — темы жизни простого люда, его труда. Скриде писал рыбаков, рыночную толпу как галерею народных типов, писал так, как будто он делал это первый — свежо, сильно, словно добиваясь той энергии и мощи, какая была в его героях в жизни…

Другая линия в творчестве художника — его пейзажи. Ведь и Рижскую Академию художеств (1921—1932) он заканчивал по мастерской пейзажа у В. Пурви- та. В его пейзажах, так же как и в сюжетных композициях, есть здоровое, цельное, народное ощущение жизни. Художник пишет ясно и просто, с большой внутренней силой («Церковь св. Иоанна»*). Именно этими чертами своего творчества он оказался близок новым исканиям в латышской живописи на рубеже 50-х и 60-х годов. Стоящая как бы несколько в стороне, «особняком», живопись Скриде относится к тем ценностям, которые при всей их внешней неброскости долго сохраняют обаяние и притягательность для зрителя — как неподготовленного, так и для профессионала, умеющего тонко оценить мастерство в простоте и обычности письма художника.

Литература: А. Скриде. Каталог выставки. Рига, 1967.

Комментирование закрыто.