« | Главная | »

Выставки мира искусства

Опубликовал Художник | 4 февраля 2009

В выставках «Мира искусства» Бакст участвовал не только как постоянный экспонент, но и как художник интерьера. До этих выставок в России не обращалось особого внимания на искусство экспозиции. Прежде была характерна тесная развеска картин на стенах, выкрашенных в глухие тона; особо значительные полотна иногда помещались на стендах красного бархата, что могло совершенно погубить живописные достоинства вещи. Иногда предпринимались попытки подготовить зрителей к восприятию картин, но делалось это при помощи грубых муляжей, тяжело и безвкусно (например, на выставке пейзажей Клевера, декорированной деревьями и чучелами птиц).

На подобном фоне оформление выставок «Мира искусства» казалось истинно революционным. Стены, выкрашенные в разные цвета, как правило, очень светлые и легкие, свободная развеска картин, обилие цветов создавали праздничную атмосферу. Картины удобно было рассматривать, общий рисунок развески был тщательно продуман. Чередование фризообразного размещения с отдельно висящими картинами, введение в экспозицию большого количества предметов декоративно-прикладного искусства, скульптуры разрушало обычную монотонность, создавало впечатление обширности и разнообразия выставки.

Оформленная подобным же образом «Выставка русского искусства», организованная Сергеем Дягилевым в Париже, пользовалась большим успехом. Выставка носила исторический характер — на ней были представлены древнерусские иконы, искусство петровского времени, портреты Левицкого и Боровиковского, работы современных художников — от Врубеля до раннего Ларионова. В рецензиях критики выделяли изысканное оформление; не меньший успех сопутствовал этой экспозиции и в Берлине и в Венеции.

Оформление выставок стало своеобразной специальностью Бакста, и он добился в этой области значительных достижений. Большим его успехом стало оформление «Историко-художественной выставки русских портретов», устроенной в 1905 году Дягилевым. Центральный зал Таврического дворца, где экспонировались скульптурные портреты, был стилизован под уголок старинного парка во французском духе, скульптура смотрелась среди зелени.

Подобно легким виньеткам, которые окружали листы с воспроизведениями старинных вещей в оформляемом Бакстом издании «Художественные сокровища России», белые решетки, напоминающие трельяжи старинных беседок, разбивали зал, создавая собственное пространство для каждой скульптуры или группы скульптур.

Комментирование закрыто.