« Художественное понимание Караваджо | Главная | Картина Гадалка, художник Карваджо »
Раннее творчество Караваджо
Опубликовал Художник | 3 февраля 2009
Ранние, несколько однотипные примеры живописного мастерства Караваджо к 1594-1598 годам сменились произведениями иного жанра и образного строя. Тяготение к большим, монументальным формам зародилось у Караваджо еще до того, как он приступил к важнейшим своим работам в капелле Контарелли. К указанному периоду относились такие полотна, как «Жертвоприношение Авраама», «Уверение Фомы», «Взятие Христа под стражу», «Кающаяся Мария Магдалина», «Отдых на пути в Египет» и ряд других.
Стремясь всегда к конкретному выражению живописного образа, Караваджо изобразил Магдалину в виде богато одетой молодой женщины, с распущенными волосами, сидящей на низком табурете, около которого на полу рассыпаны золотые и жемчужные украшения. Ее скорбь выражена в поникшей голове, в руках, покорно сложенных на коленях, в слезе, скользящей по щеке, «как будто бы это и вправду Магдалина», скептически замечает Беллори. Картина красива по цвету, характерному для «джорджоневского периода», как обозначали биографы Караваджо его раннюю колористическую манеру.
Среди картин этих лет по передаче поэтического чувства и изображению природы выделяется «Отдых на пути в Египет», тем более что пейзаж в творчестве Караваджо встречается в редчайших случаях.
Фигура стройного и золотоволосого обнаженного ангела, усыпляющего усталых путников игрой на скрипке, делит всю композицию на две неравные части: левую — «бодрствующую» и активную, где изображены Иосиф, с готовностью держащий перед небесным музыкантом раскрытые ноты, осел, чья морда с блестящим глазом вклинивается между листвой и головами Иосифа и ангела, и различные предметы быта — дорожный мешок, оплетенная бутыль с водой, горлышко которой заткнуто бумагой, и т. д.; правая часть овеяна покоем и тишиной; синевато-зеленое небо и пейзаж со склоненными ветвями дуба и осокой над ручьем создают второй дальний план; и на фоне этого, почти воздушного пространства рельефно выделяется фигура спящей с младенцем на руках Марии, чье ярко-красное платье образует основной колористический акцент в картине. Композиция, подобная этой, созданная под влиянием мастеров ломбардской школы, в частности Лоренцо Лотто, не встречается в дальнейшем у Караваджо, художественная деятельность которого принимает другое направление.
Комментирование закрыто.