« | Главная | »

Разработка

Опубликовал Художник | 10 августа 2010

Начинается разработка. В новом значении и новых взаимосвя­зях выступают уже знакомые по экспозиции и вступлению темы хорала и главной партии аллегро.

Затаенно, тревожно звучат начальные интонации темы глав­ной партии у струнных. Аккордовый синкопированный мотив у деревянных духовых устремляет вперед все развитие. Вслед за вто­рым интонационным элементом главной партии — быстрым гаммаобразным движением шестнадцатыми — появляется и тема вступ­ления. Она проходит в своем первоначальном ритме, но в новом

Тембровом звучании — у валторн, что придает ей грозный, зловещий характер.

Начинается полифоническая разработка различных мотивов главной партии и темы хорала. С каждым новым проведением все больше и больше возрастает драматическое напряжение. В своем первоначальном, полном, завершенном виде хоральная тема больше не появляется. Мелодическая «разомкнутость» придает ей новое, драматически-активное качество. После ее второго проведения в развитие включается ритмический мотив из среднего раздела экс­позиции главной партии, который, диалогически перекликаясь с ее первым, основным мотивом, вносит в музыку еще большую взвол­нованность и драматизм.

Стремительное движение струнных шестнадцатыми, сопровож­даемое ударами аккордов, переводит драматическое действие в но­вую фазу. Начинается реприза.

Тема главной партии звучит уверенно и настойчиво (гог11$81то всего оркестра). Проведение ее на этот раз лаконично, собранно, кратко. Ее сменяет мягко колышущаяся мелодия второй темы по­бочной партии (гобои и кларнеты на фоне трепетного шелеста скрипок). И лишь после проведения этой темы, как бы подготов­ленная ее развитием, вступает основная лирическая тема (струн­ные и флейты пикколо в сопровождении духовых) в светлой то­нальности Ре мажор.

Комментирование закрыто.