« | Главная | »

Разработка

Опубликовал Художник | 3 августа 2010

Внезапным драматическим контрастом по отношению к образу побочной партии звучит начало разработки. Раздается «удар» всего оркестра, за ним следует мотив в характере гроз­ного, предостерегающего сигнала

Присущий этой новой теме характер трепетности и устремлен­ности подчеркивается остинатным ритмом в аккомпани­рующих голосах оркестра. Имитационное проведение основной ин­тонации у различных групп инструментов — ведущий прием раз­вития этой темы.

В итоге развития вновь появляется музыка, начи­нается динамическая реприза: тема звучит еще более обогащение мелодически насыщенно, в усиленной звучности; появляется и новое ритмическое сопровождение. Но в конце раздела побочной партии, достигнутое нараста­ние быстро спадает и все развитие заканчивается мягким прове­дением основной темы (соло кларнета). «Воз­можно нежнее» — пишет здесь Чайковский. Замирая на фоне чуть слышного тремоло литавр (рррр), как бы «истаивая», звучит в последний раз эта тема.

Вся побочная партия первой части — большой, самостоятель­ный, замкнутый эпизод. Его значение выходит далеко за рамки первой части: именно здесь воплощен, прежде всего, тот светлый образ мечты человека о счастье, который составляет идейную сущность всей симфонии.

Внезапным драматическим контрастом по отношению к образу побочной партии звучит начало разработки. Раздается «удар» всего оркестра, за ним следует мотив в характере гроз­ного, предостерегающего сигнала:

Резкость перехода от только что прозвучавшей светлой темы побочной партии к драматически-напряженной разработке под­черкивается и контрастной сменой темпа, с переклю­чением в сферу субдоминантовых тональностей, появлением орган­ного пункта на звуке, чуждом тональности Ре мажор (тремоло на звуке до у контрабасов и виолончелей), острыми акцентами 8г и 8гг. Все дальнейшее развитие в разработке обусловлено появле­нием нового—зловещего образа. Еще более смятенно звучит те­перь тема главной партии, сопровождаемая гаммаобразными пас­сажами струнных (см. партитуру, буква Н). Напряженность еще усиливается благодаря проведению ее в фугато, а также при соче­тании ее с квартово-квинтовыми скачками у медной группы орке­стра (см. такты 14, 18 разработки), впервые появившимися еще ранее во втором разделе главной партии экспозиции.

Развитие музыки в разработке идет характерными для Чай­ковского нарастающими волнами. На гребне первой волны появ­ляется новая тема — спускающаяся поступенно мелодия у труб в звучании

Эта мелодия является трагическим переосмыслением нисходя­щего мотива из вступительного раздела (см. пример 162). Вслед за ней у тромбонов звучит напев из церковного похоронного об­ряда — «Со святыми упокой», начинающий одновременно и новую волну в развитии музыки первой части:

Появление этого напева на фоне остинатного триольного ритма, со следующим за ним «вихревым» движением струнных — один из самых драматических моментов первой части симфонии.

Большое значение в дальнейшем развитии второй волны раз­работки приобретают полифонические приемы: одновременное со­четание различного типа мелодического движения в партиях от­дельных инструментов или групп инструментов, например соче­тание нисходящей цепи секундовых интонаций у скрипок, альтов и флейт с ровным, поднимающимся по хроматическим полутонам, движением в басовых голосах оркестра (у тромбонов и фаготов, см. букву 2).

Комментирование закрыто.