« 1958. Апрель. Чешский педагог–гуманист и общественный деятель Ян Амос Коменский | Главная | 1958. Апрель. Всемирная выставка в Брюсселе (Бельгия) »
Разработка
Опубликовал Художник | 3 августа 2010
Внезапным драматическим контрастом по отношению к образу побочной партии звучит начало разработки. Раздается «удар» всего оркестра, за ним следует мотив в характере грозного, предостерегающего сигнала
Присущий этой новой теме характер трепетности и устремленности подчеркивается остинатным ритмом в аккомпанирующих голосах оркестра. Имитационное проведение основной интонации у различных групп инструментов — ведущий прием развития этой темы.
В итоге развития вновь появляется музыка, начинается динамическая реприза: тема звучит еще более обогащение мелодически насыщенно, в усиленной звучности; появляется и новое ритмическое сопровождение. Но в конце раздела побочной партии, достигнутое нарастание быстро спадает и все развитие заканчивается мягким проведением основной темы (соло кларнета). «Возможно нежнее» — пишет здесь Чайковский. Замирая на фоне чуть слышного тремоло литавр (рррр), как бы «истаивая», звучит в последний раз эта тема.
Вся побочная партия первой части — большой, самостоятельный, замкнутый эпизод. Его значение выходит далеко за рамки первой части: именно здесь воплощен, прежде всего, тот светлый образ мечты человека о счастье, который составляет идейную сущность всей симфонии.
Внезапным драматическим контрастом по отношению к образу побочной партии звучит начало разработки. Раздается «удар» всего оркестра, за ним следует мотив в характере грозного, предостерегающего сигнала:
Резкость перехода от только что прозвучавшей светлой темы побочной партии к драматически-напряженной разработке подчеркивается и контрастной сменой темпа, с переключением в сферу субдоминантовых тональностей, появлением органного пункта на звуке, чуждом тональности Ре мажор (тремоло на звуке до у контрабасов и виолончелей), острыми акцентами 8г и 8гг. Все дальнейшее развитие в разработке обусловлено появлением нового—зловещего образа. Еще более смятенно звучит теперь тема главной партии, сопровождаемая гаммаобразными пассажами струнных (см. партитуру, буква Н). Напряженность еще усиливается благодаря проведению ее в фугато, а также при сочетании ее с квартово-квинтовыми скачками у медной группы оркестра (см. такты 14, 18 разработки), впервые появившимися еще ранее во втором разделе главной партии экспозиции.
Развитие музыки в разработке идет характерными для Чайковского нарастающими волнами. На гребне первой волны появляется новая тема — спускающаяся поступенно мелодия у труб в звучании
Эта мелодия является трагическим переосмыслением нисходящего мотива из вступительного раздела (см. пример 162). Вслед за ней у тромбонов звучит напев из церковного похоронного обряда — «Со святыми упокой», начинающий одновременно и новую волну в развитии музыки первой части:
Появление этого напева на фоне остинатного триольного ритма, со следующим за ним «вихревым» движением струнных — один из самых драматических моментов первой части симфонии.
Большое значение в дальнейшем развитии второй волны разработки приобретают полифонические приемы: одновременное сочетание различного типа мелодического движения в партиях отдельных инструментов или групп инструментов, например сочетание нисходящей цепи секундовых интонаций у скрипок, альтов и флейт с ровным, поднимающимся по хроматическим полутонам, движением в басовых голосах оркестра (у тромбонов и фаготов, см. букву 2).
Комментирование закрыто.