« | Главная | »

Главная партия Шестой симфонии

Опубликовал Художник | 3 августа 2010

В отличие от многих других симфоний Чайковского, главная партия Шестой симфонии состоит из двух разделов. При переходе ко второму появляются два новых тематических образования: мотив у меди с напряженным ритмом и нисходящее поступенное движение от квинтового звука, интонационно связан­ное с заключительной мелодией альтов из вступления. Указанный ритм является основой всего второго раздела, который начинается характерными квартовыми ходами (см. партитуру, такт 9 после буквы А). Мелодическое развитие приводит к новому — еще бо­лее драматически-напряженному звучанию основного мотива глав­ной партии у медных духовых инструментов

Этот момент можно рассматривать как своеобразную вершину развития главной темы внутри экспозиции — наиболее полное рас­крытие ее драматически-волевого характера. Конец главной пар­тии дан на спаде всей звучности. Выразительная солирующая ме­лодическая фраза и пауза с ферматой вносят успокоение и резко отделяют главную партию от второго — конт­растного ей музыкального образа — побочной партии.

В работах, посвященных анализу Шестой симфонии, этот раздел иногда рассматривается и как связующий, а музыка с 5-го такта после буквы. С как его кульминация или своеобразная динамическая реприза.

В темпе Ре мажор у засурдиненных скрипок и вио­лончелей звучит светлая, вокально-напевная мелодия. Это — во­площение прекрасной, возвышенной мечты человека о счастье:

Начинаясь со слабой доли такта и с одной из своих мелодиче­ских вершин, эта тема развертывается в широком песенном дви­жении. Ее мелодическим зерном является нисходящая попевка от тонической терции к квинте. Однако в целом мелодия охватывает большой (октавный) диапазон. Особую свежесть, просветленность придает мелодике содержащийся в теме пентатонический оборот — фа-диез — ми — ре — си — ля. Дальнейшее развитие темы проис­ходит на едином, непрерывном мелодическом дыхании.

Большое выразительное значение имеет гармонизация темы: начало мелодии звучит на тоническом органном пункте (Ре ма­жора), затем происходит характерный для Чайковского сдвиг на альтерированную субдоминанту (септаккорд II ступени с повы­шенным основным тоном — см. такт 6 после начала темы), и снова (через квартсекстаккорд I ступени Ре мажора) возвращается тоника, что придает мелодии большую закругленность, завершен­ность.

После 12-го такта начинается средний раздел побочной партии:

Присущий этой новой теме характер трепетности и устремлен­ности подчеркивается остинатным ритмом в аккомпани­рующих голосах оркестра. Имитационное проведение основной ин­тонации у различных групп инструментов — ведущий прием раз­вития этой темы.

В итоге развития вновь появляется музыка, начи­нается динамическая реприза: тема звучит еще более обогащение мелодически насыщенно, в усиленной звучности; появляется и новое ритмическое сопровождение. Но в конце раздела побочной партии достигнутое нараста­ние быстро спадает и все развитие заканчивается мягким прове­дением основной темы (соло кларнета). Замирая на фоне чуть слышного тремоло литавр, как бы «истаивая», звучит в последний раз эта тема.

Вся побочная партия первой части — большой, самостоятель­ный, замкнутый эпизод. Его значение выходит далеко за рамки первой части: именно здесь воплощен, прежде всего, тот светлый образ мечты человека о счастье, который составляет идейную сущность всей симфонии.

Комментирование закрыто.