« 1958. Апрель. Всемирная выставка в Брюсселе (Бельгия) | Главная | 1958. Апрель. XIII съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи »
Главная партия Шестой симфонии
Опубликовал Художник | 3 августа 2010
В отличие от многих других симфоний Чайковского, главная партия Шестой симфонии состоит из двух разделов. При переходе ко второму появляются два новых тематических образования: мотив у меди с напряженным ритмом и нисходящее поступенное движение от квинтового звука, интонационно связанное с заключительной мелодией альтов из вступления. Указанный ритм является основой всего второго раздела, который начинается характерными квартовыми ходами (см. партитуру, такт 9 после буквы А). Мелодическое развитие приводит к новому — еще более драматически-напряженному звучанию основного мотива главной партии у медных духовых инструментов
Этот момент можно рассматривать как своеобразную вершину развития главной темы внутри экспозиции — наиболее полное раскрытие ее драматически-волевого характера. Конец главной партии дан на спаде всей звучности. Выразительная солирующая мелодическая фраза и пауза с ферматой вносят успокоение и резко отделяют главную партию от второго — контрастного ей музыкального образа — побочной партии.
В работах, посвященных анализу Шестой симфонии, этот раздел иногда рассматривается и как связующий, а музыка с 5-го такта после буквы. С как его кульминация или своеобразная динамическая реприза.
В темпе Ре мажор у засурдиненных скрипок и виолончелей звучит светлая, вокально-напевная мелодия. Это — воплощение прекрасной, возвышенной мечты человека о счастье:
Начинаясь со слабой доли такта и с одной из своих мелодических вершин, эта тема развертывается в широком песенном движении. Ее мелодическим зерном является нисходящая попевка от тонической терции к квинте. Однако в целом мелодия охватывает большой (октавный) диапазон. Особую свежесть, просветленность придает мелодике содержащийся в теме пентатонический оборот — фа-диез — ми — ре — си — ля. Дальнейшее развитие темы происходит на едином, непрерывном мелодическом дыхании.
Большое выразительное значение имеет гармонизация темы: начало мелодии звучит на тоническом органном пункте (Ре мажора), затем происходит характерный для Чайковского сдвиг на альтерированную субдоминанту (септаккорд II ступени с повышенным основным тоном — см. такт 6 после начала темы), и снова (через квартсекстаккорд I ступени Ре мажора) возвращается тоника, что придает мелодии большую закругленность, завершенность.
После 12-го такта начинается средний раздел побочной партии:
Присущий этой новой теме характер трепетности и устремленности подчеркивается остинатным ритмом в аккомпанирующих голосах оркестра. Имитационное проведение основной интонации у различных групп инструментов — ведущий прием развития этой темы.
В итоге развития вновь появляется музыка, начинается динамическая реприза: тема звучит еще более обогащение мелодически насыщенно, в усиленной звучности; появляется и новое ритмическое сопровождение. Но в конце раздела побочной партии достигнутое нарастание быстро спадает и все развитие заканчивается мягким проведением основной темы (соло кларнета). Замирая на фоне чуть слышного тремоло литавр, как бы «истаивая», звучит в последний раз эта тема.
Вся побочная партия первой части — большой, самостоятельный, замкнутый эпизод. Его значение выходит далеко за рамки первой части: именно здесь воплощен, прежде всего, тот светлый образ мечты человека о счастье, который составляет идейную сущность всей симфонии.
Комментирование закрыто.