« | Главная | »

Четвертая часть

Опубликовал Художник | 5 августа 2010

Финал завершает разви­тие драмы. «Если ты в самом себе не находишь мотивов для ра­достей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувст­вам»,— писал Чайковский о музыке этой части.

Финал открывается музыкой стремительного характера (дви­жение в унисон у всех инструментов струнной и духовой группы), вводящей в праздничное действие:

Интонационно основная тема финала связана с кульминацион­ным эпизодом скерцо и является новым ритмическим вариантом мелодического оборота: фа—ми—ре—до.

Кроме этой темы в развитии финала участвуют еще две. Одна из них — подлинная народная песня «Во поле березонька стояла»:

Другая написана композитором в духе народных танцевальных мелодий:

На чередовании всех трех тем и основана форма последней части симфонии (рондо-соната).

Наибольшие изменения претерпевает в процессе развития тема «Во поле березонька». Она то приобретает лирико-скорбные черты, то звучит грозно и сурово, распадаясь на отдельные мо­тивы. Изменение характера этой темы достигается, прежде всего, изменением ее тембровой окраски. Так, например, после эпизода с литаврами и тромбонами, она звучит у гобоя и фагота (см. такт 60), сопровождаемая лишь струнных; затем она появляется как бы в надломленной, хрупкой звучности, у флейт и гобоев (см. такт 92). Иногда печальный характер темы подчер­кивается введением в мелодию хроматического движения

Большое значение для драматизации этой темы играют ее имитационные проведения у различных групп инструментов и ее ритмические изменения, например проведение темы то в увели­чении, то в уменьшении

Праздничное настроение внезапно нарушается: в музыку вры­вается трагическая тема вступления. Появление ее (fff у тромбо­нов и деревянных духовых) воскрешает круг драматических обра­зов первой части. Борьба еще не завершена, трагическое в жизни человека все же еще не преодолено. Но этот эпизод кратковременен. Снова возвращаются светлые праздничные образы; стре­мительно проносится вступительная тема финала, подчиняя все своему неудержимому движению. Долгим,- упорным утверждением тоники Фа мажора заканчивается симфония. Итог драмы сам композитор однажды попытался пояснить следующими словами: «Жить все-таки можно».

Комментирование закрыто.