« 1958. Март–апрель. Международный конкурс имени П. И. Чайковского в Москве | Главная | 1958. Март. К 200–летию со дня рождения Уильяма Блейка »
Четвертая часть
Опубликовал Художник | 5 августа 2010
Финал завершает развитие драмы. «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам»,— писал Чайковский о музыке этой части.
Финал открывается музыкой стремительного характера (движение в унисон у всех инструментов струнной и духовой группы), вводящей в праздничное действие:
Интонационно основная тема финала связана с кульминационным эпизодом скерцо и является новым ритмическим вариантом мелодического оборота: фа—ми—ре—до.
Кроме этой темы в развитии финала участвуют еще две. Одна из них — подлинная народная песня «Во поле березонька стояла»:
Другая написана композитором в духе народных танцевальных мелодий:
На чередовании всех трех тем и основана форма последней части симфонии (рондо-соната).
Наибольшие изменения претерпевает в процессе развития тема «Во поле березонька». Она то приобретает лирико-скорбные черты, то звучит грозно и сурово, распадаясь на отдельные мотивы. Изменение характера этой темы достигается, прежде всего, изменением ее тембровой окраски. Так, например, после эпизода с литаврами и тромбонами, она звучит у гобоя и фагота (см. такт 60), сопровождаемая лишь струнных; затем она появляется как бы в надломленной, хрупкой звучности, у флейт и гобоев (см. такт 92). Иногда печальный характер темы подчеркивается введением в мелодию хроматического движения
Большое значение для драматизации этой темы играют ее имитационные проведения у различных групп инструментов и ее ритмические изменения, например проведение темы то в увеличении, то в уменьшении
Праздничное настроение внезапно нарушается: в музыку врывается трагическая тема вступления. Появление ее (fff у тромбонов и деревянных духовых) воскрешает круг драматических образов первой части. Борьба еще не завершена, трагическое в жизни человека все же еще не преодолено. Но этот эпизод кратковременен. Снова возвращаются светлые праздничные образы; стремительно проносится вступительная тема финала, подчиняя все своему неудержимому движению. Долгим,- упорным утверждением тоники Фа мажора заканчивается симфония. Итог драмы сам композитор однажды попытался пояснить следующими словами: «Жить все-таки можно».
Комментирование закрыто.