« | Главная | »

Третья часть. Скерцо

Опубликовал Художник | 5 августа 2010

Третья часть, как и вторая, уводит от драматических образов первой части в иную эмоциональную сферу. Но если вторая часть это — грезы-воспоминания о прошлом, ли­рическое раздумье о пройденном жизненном пути, то третья часть — обращение к явлениям, происходящим вокруг, в повсед­невном быту. Музыка скерцо интонационно связана с предшест­вующими частями цикла. Так, подвижная, стремительная первая

Тема интонационно выросла из средней части канцоны (ср. с при­мером 152):

Исполнение ее струнными напоминает звучание на­родных щипковых, инструментов типа балалайки. Чайковский придавал этому очень большое значение: «Если сыграть его [скерцо] смычком, то оно утратит решительно все»,— писал он. Народно-бытовой колорит особенно проявляется в среднем раз­деле скерцо, музыка которого, по словам композитора, возникла у него под впечатлением различных картинок быта.

Начинается средняя часть народно-танцевального склада мело­дией в характере веселой, задорной песни (сам композитор ха­рактеризовал ее как «уличную песенку»):

Сначала ее мотив звучит у гобоя, затем подхватывается дру­гими инструментами. Постепенно звучность нарастает, и тема звучит, наконец, то, пронзительно-ярко у флейты пикколо. Но внезапно возникает другой образ: как бы доносясь издалека, по­является у медных инструментов (валторны, трубы, тромбоны) в сопровождении литавр другая тема — тема военного марша:

Интонационно она также связана с темой главной партии пер­вой части (см. пример 146) и первой темой скерцо (см. пример 153), и является новым ритмическим видоизменением общего для всех них мелодического мотива.

В дальнейшем обе темы средней части полифонически соеди­няются, а эпизодически включается и первая тема скерцо (у флейт), подготавливая своим появлением репризу.

Реприза в точности повторяет первый раздел скерцо. В коде же, наряду с интонациями первой темы, появляются и отголоски

Танцевальной мелодии из трио и ритмы марша. Таким образом, здесь соединяются все основные интонационно-тематические эле­менты данной части.

В скерцо Чайковский дал ряд ярких зарисовок из народного быта. Благодаря своему народному и картинному характеру эта часть служит удачным переходом к финалу.

Комментирование закрыто.