« 1958. Март. К 200–летию со дня рождения Уильяма Блейка | Главная | 1958. Март. К 150–летию со дня рождения Генри Уодсуорта Лонгфелло »
Третья часть. Скерцо
Опубликовал Художник | 5 августа 2010
Третья часть, как и вторая, уводит от драматических образов первой части в иную эмоциональную сферу. Но если вторая часть это — грезы-воспоминания о прошлом, лирическое раздумье о пройденном жизненном пути, то третья часть — обращение к явлениям, происходящим вокруг, в повседневном быту. Музыка скерцо интонационно связана с предшествующими частями цикла. Так, подвижная, стремительная первая
Тема интонационно выросла из средней части канцоны (ср. с примером 152):
Исполнение ее струнными напоминает звучание народных щипковых, инструментов типа балалайки. Чайковский придавал этому очень большое значение: «Если сыграть его [скерцо] смычком, то оно утратит решительно все»,— писал он. Народно-бытовой колорит особенно проявляется в среднем разделе скерцо, музыка которого, по словам композитора, возникла у него под впечатлением различных картинок быта.
Начинается средняя часть народно-танцевального склада мелодией в характере веселой, задорной песни (сам композитор характеризовал ее как «уличную песенку»):
Сначала ее мотив звучит у гобоя, затем подхватывается другими инструментами. Постепенно звучность нарастает, и тема звучит, наконец, то, пронзительно-ярко у флейты пикколо. Но внезапно возникает другой образ: как бы доносясь издалека, появляется у медных инструментов (валторны, трубы, тромбоны) в сопровождении литавр другая тема — тема военного марша:
Интонационно она также связана с темой главной партии первой части (см. пример 146) и первой темой скерцо (см. пример 153), и является новым ритмическим видоизменением общего для всех них мелодического мотива.
В дальнейшем обе темы средней части полифонически соединяются, а эпизодически включается и первая тема скерцо (у флейт), подготавливая своим появлением репризу.
Реприза в точности повторяет первый раздел скерцо. В коде же, наряду с интонациями первой темы, появляются и отголоски
Танцевальной мелодии из трио и ритмы марша. Таким образом, здесь соединяются все основные интонационно-тематические элементы данной части.
В скерцо Чайковский дал ряд ярких зарисовок из народного быта. Благодаря своему народному и картинному характеру эта часть служит удачным переходом к финалу.
Комментирование закрыто.