« 1958. Март. К 150–летию со дня рождения Генри Уодсуорта Лонгфелло | Главная | 1958. Март. Армянский поэт Егише Чаренц »
Вторая часть
Опубликовал Художник | 6 августа 2010
Вторая часть написана в характере лирической песни, в сложной трехчастной форме.
Ее содержание можно охарактеризовать как лирические воспоминания-грезы. Настроение тихой, светлой грусти контрастирует с мятущимися, драматическими образами первой части. Эта музыка заставляет временно забыть о трагическом конфликте и напряженной борьбе.
В крайних разделах звучит напевная, задумчиво-элегическая мелодия, которая при первом проведении поручена гобою соло:
Своей исходной секундовой интонацией она связана, как и главная тема первой части, с заключительными секундовыми «вздохами» вступления (см. пример 145). Мягко аккомпанируют струнные инструменты р1221са1о. В дальнейшем тема появляется в новой тембровой окраске — у виолончелей.
С первой темой внутри первого раздела канцоны сопоставляется другая, более светлая, подвижная, маршевая:
Обе они проводятся затем повторно, причем первая — в новом варианте, с сопровождением в виде легких, подвижных «взлетов» флейты и кларнетов 81асса1о, что вносит в музыку элемент живописности, вызывая представление об образах природы.
Средняя часть канцоны основана на новой, танцевальной по характеру, теме (в тональности Фа мажор), возникшей из интонаций главной партии первой части:
Развитие этой темы протекает очень интенсивно. Здесь предвосхищается Фа-мажорный финал симфонии — последняя часть цикла. Постепенно музыка затихает, тема распыляется и после выдержанного звука фа у валторн и связующего мелодического движения у виолончелей наступает третий раздел канцоны — реприза.
В репризе звучат те же темы, что и в первом разделе, но в иной инструментовке. Так, например, первая певучая лирическая тема исполняется теперь скрипками.
В коде, у фагота соло, в последний раз мягко звучит целиком первая тема канцоны. Трижды, прерываемые аккордами валторн, появляются затем, как напоминание, лишь начальные интонации ее (поочередно у скрипок, кларнета, фагота).
Рассказывая о содержании этой части симфонии, композитор писал: «И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое. . .»
Комментирование закрыто.