« | Главная | »

Вторая часть

Опубликовал Художник | 6 августа 2010

Вторая часть написана в характере лирической песни, в сложной трехчастной форме.

Ее содержание можно охарактеризовать как лирические воспоминания-грезы. Настроение тихой, светлой грусти контрасти­рует с мятущимися, драматическими образами первой части. Эта музыка заставляет временно забыть о трагическом конфликте и напряженной борьбе.

В крайних разделах звучит напевная, задумчиво-элегическая мелодия, которая при первом проведении поручена гобою соло:

Своей исходной секундовой интонацией она связана, как и главная тема первой части, с заключительными секундовыми «вздохами» вступления (см. пример 145). Мягко аккомпанируют струнные инструменты р1221са1о. В дальнейшем тема появляется в новой тембровой окраске — у виолончелей.

С первой темой внутри первого раздела канцоны сопостав­ляется другая, более светлая, подвижная, маршевая:

Обе они проводятся затем повторно, причем первая — в новом варианте, с сопровождением в виде легких, подвижных «взлетов» флейты и кларнетов 81асса1о, что вносит в музыку элемент живо­писности, вызывая представление об образах природы.

Средняя часть канцоны основана на новой, танце­вальной по характеру, теме (в тональности Фа мажор), возникшей из интонаций главной партии первой части:

Развитие этой темы протекает очень интенсивно. Здесь предвосхищается Фа-мажорный финал симфонии — послед­няя часть цикла. Постепенно музыка затихает, тема распыляется и после выдержанного звука фа у валторн и связующего мелоди­ческого движения у виолончелей наступает третий раздел кан­цоны — реприза.

В репризе звучат те же темы, что и в первом разделе, но в иной инструментовке. Так, например, первая певучая лириче­ская тема исполняется теперь скрипками.

В коде, у фагота соло, в последний раз мягко звучит целиком первая тема канцоны. Трижды, прерываемые аккордами валторн, появляются затем, как напоминание, лишь начальные интонации ее (поочередно у скрипок, кларнета, фагота).

Рассказывая о содержании этой части симфонии, композитор писал: «И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое. . .»

Комментирование закрыто.