« | Главная | »

Четвертая часть — финал

Опубликовал Художник | 7 августа 2010

Четвертая часть — финал. Это яркая картина народного мас­сового праздника. Начинаясь в тональности соль минор, финал заканчивается в светлом Соль мажоре. Большую роль играет здесь мелодия народной песни «Я посею ли, млада», распространенная в городе под названием «Цвели цветики». Начальная интонация этой песни положена и в основу вступления. В первый раз она звучит сумрачно и сосредоточенно. Ее исполняют в медленном темпе фаготы и кларнеты. В полном своем виде тема появляется в качестве побочной партии:

Активный, динамический характер носит и главная партия финала:

Ярко, колокольно-празднично завершается вся симфония, утверждая радостное ликующее настроение. Четвертая часть Пер­вой симфонии является прообразом целого ряда финалов после­дующих симфонических произведений Чайковского и, в первую очередь,— финала Четвертой симфонии.

ЧЕТВЕРТАЯ СИМФОНИЯ фа минор

Появление Четвертой симфонии (декабрь 1877 г.) знаменовало рождение нового типа симфонического цикла в русской музыке — симфонии психологической драмы. По своему идейному замыслу это произведение очень типично для русского искусства конца 70-х годов. Оно раскрывает характерный для того времени конфликт человека с окружающей его косной и бездушной средой. Стремление найти свое место в жизни, слиться с народом, с кол­лективом и трудность достижения этой цели ярко раскрываются в музыке этой симфонии.

Цикл развертывается очень целеустремленно при большой внутренней взаимосвязи отдельных частей.

Самой драматичной по характеру является первая часть (с медленным вступлением). Это—завязка драматического конфликта и первый этап развития драмы. Уже здесь душевному миру человека резко противопоставлены враждебные силы, меша­ющие ему достигнуть счастья и радости. Две средние части — ли­рическая канцона и скерцо, связанные с образами природы и быта, несколько отстраняют, смягчают конфликт. Но в финале в картину народного веселья вновь врывается трагическая тема, олицетворяющая образ враждебной силы, и вносит в музыку дра­матический характер.

Комментирование закрыто.