« 1958. Февраль. 40–летие Советских Вооруженных Сил | Главная | 1958. Январь. Декоративно–прикладное искусство народов СССР »
Четвертая часть — финал
Опубликовал Художник | 7 августа 2010
Четвертая часть — финал. Это яркая картина народного массового праздника. Начинаясь в тональности соль минор, финал заканчивается в светлом Соль мажоре. Большую роль играет здесь мелодия народной песни «Я посею ли, млада», распространенная в городе под названием «Цвели цветики». Начальная интонация этой песни положена и в основу вступления. В первый раз она звучит сумрачно и сосредоточенно. Ее исполняют в медленном темпе фаготы и кларнеты. В полном своем виде тема появляется в качестве побочной партии:
Активный, динамический характер носит и главная партия финала:
Ярко, колокольно-празднично завершается вся симфония, утверждая радостное ликующее настроение. Четвертая часть Первой симфонии является прообразом целого ряда финалов последующих симфонических произведений Чайковского и, в первую очередь,— финала Четвертой симфонии.
ЧЕТВЕРТАЯ СИМФОНИЯ фа минор
Появление Четвертой симфонии (декабрь 1877 г.) знаменовало рождение нового типа симфонического цикла в русской музыке — симфонии психологической драмы. По своему идейному замыслу это произведение очень типично для русского искусства конца 70-х годов. Оно раскрывает характерный для того времени конфликт человека с окружающей его косной и бездушной средой. Стремление найти свое место в жизни, слиться с народом, с коллективом и трудность достижения этой цели ярко раскрываются в музыке этой симфонии.
Цикл развертывается очень целеустремленно при большой внутренней взаимосвязи отдельных частей.
Самой драматичной по характеру является первая часть (с медленным вступлением). Это—завязка драматического конфликта и первый этап развития драмы. Уже здесь душевному миру человека резко противопоставлены враждебные силы, мешающие ему достигнуть счастья и радости. Две средние части — лирическая канцона и скерцо, связанные с образами природы и быта, несколько отстраняют, смягчают конфликт. Но в финале в картину народного веселья вновь врывается трагическая тема, олицетворяющая образ враждебной силы, и вносит в музыку драматический характер.
Комментирование закрыто.