« | Главная | »

Реприза

Опубликовал Художник | 10 августа 2010

В репризе этот основной лирический образ увертюры показан еще более широко, развернуто, чем в экспозиции. Можно просле­дить три этапа в развитии темы. В среднем из них на время вновь возникает ощущение тревоги, волнения (здесь имеет место поли­фоническое проведение отдельных мотивов темы у фагота с вио­лончелями и флейт с гобоями при тревожно-пульсирующем ритме! У струнных). Третье вступление той же темы у струнных и имитационное ее проведение у духовых (с флейтой пикколо) звучит как светлый гимн любви, как страстное утверждение красоты человеческого чувства. По существу, именно здесь — наиболее значительный, кульминационный момент увер­тюры. Но это одновременно — и переломный момент действия. Казалось бы, светлое начало победило. Однако радостное настрое­ние внезапно нарушается появлением интонаций главной партии (аккорды-удары), и снова начинается ее драматически-напряжен­ное развитие, а одновременно — и развитие хоральной темы. Пос­ледняя проходит на этот раз у валторн, труб, тромбонов. Дву­кратно повторяясь, она воспринимается как новый натиск злове­щей силы, разбивающий жизнь и счастье героев.

Включение материала первой темы аллегро и темы вступления знаменует начало нового раздела — коды, вернее, первой части ее, являющейся своеобразной кодой-разработкой, все еще насыщенной бурным драматическим развитием.

Но вот у фаготов сумрачно, надломленно звучит тема любви. Ее облик изменился, особенно благодаря появлению в мелодии интервала тритона (ми— ля-диез, см. партитуру такт 479) и гар­монии уменьшенного септаккорда. Наступает второй, заключитель­ный раздел коды — траурный эпилог-послесловие. Мерные удары литавр на фоне р122ка1о контрабасов и тянущегося звука си у тубы вносят мрачный, погребальный оттенок. Появляются ви­доизмененные, скорбные интонации темы любви; они сменяются просветленными, хоральными звучаниями духовых инструментов, возникшими из колыбельных интонаций второго мотива побочной партии. Как и во вступлении звучат мягкие арпеджированные аккорды арфы. В последний раз проходит просветленно-торжест­венная тема любви, напоминая о прекрасном чувстве Ромео и Джульетты. Внезапные резкие удары всего оркестра, связанные с развязкой трагедии, завершают увертюру.

Вся кода-эпилог — выражение глубокой скорби о юных Джуль­етте и Ромео. Но одновременно это и утверждение нерушимости светлых возвышенных идеалов человека, его душевной красоты, гуманности.

Важнейшие музыкальные особенности увертюры: напряженный драматизм, рельефность и яркая контрастность музыкальных тем, характеризующих полярные по содержанию образы,— нашли в дальнейшем свое ярчайшее развитие в таких произведениях Чай­ковского, как Четвертая, Пятая, Шестая симфонии, опера «Пико­вая дама».

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» была впервые ис­полнена в первоначальной редакции в марте 1870 года. В оконча­тельной, третьей редакции она прочно вошла в репертуар кон­цертных программ с середины 80-х годов.

Музыка увертюры получила высокую оценку композиторов Могучей кучки. Как сообщает в одном из писем Балакирев, после прослушивания увертюры Стасов сказал ему: «Вас было пятеро, а теперь стало шесть».

Комментирование закрыто.